Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Успение Богоматери

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря (находилась под иконой "Успение Богоматери" в местном ряду иконостаса, позднее - в ризнице Успенского собора).

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 в. Вторая половина

Материал: Камка, шелковые и золотные нити.

Размер: 82 х 140

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

В центре пелены - ложе с телом Богоматери, за которым стоит Христос с ее душой в виде запеленутого младенца. По сторонам ложа - апостолы, святители, жены. Над каждой вышитой фигурой - именующая надпись. Апостолы оплакивают Богоматерь, среди них, судя по надписям, два раза повторен апостол Филипп. С одной стороны представлены: Иоанн, Петр с кадилом в руке, Андрей, Марк, Филипп, Иаков. По обеим сторонам стоят жены: Мария Клеопова, Мария Иаковлева, Мария Магдалина и Мария Голендуха. Обычно на иконах с изображением "Успения" представлены святители - очевидцы чуда: Иерофсй Афинский, Тимофей Эфесский, Дионисий Арсопагит, Иаков Иерусалимский, Брат Господень. На пелене изображены Иоанн (очевидно, имеется и виду Иаков) и Андрей (Иерофей), Дионисий Ареопагит и Иоанн Милостивый - святитель, который обычно не изображается в сцене "Успение Богоматери", но в тот период, когда пелена вышивалась, он широко почитался. На переднем плане - сцена с Авфонией: иудейский священник, который бросился к ложу, чтобы опрокинуть его, был остановлен ангелом, отрубившим ему руки; Авфония тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его. С трех сторон к среднику с изображением "Успения" были пришиты поля от другого произведения, судя по стилю, исполненною в московской художественной мастерской во второй половине XV в. В технике шитья средника применен своеобразный и редко встречающийся шов не золотными, а шелковыми нитями "в прикреп". Лики исполнены темным шелком "в раскол" не по форме, без теней. Контуры фигур, складки одежд обшиты золотной нитью. Первоначальный фон средника - коричневая камка, сохранился под шитьем. Под него при реставрации подложена новая ткань. Кайма шита по синей камке разноцветными шелками "в раскол" и золотными нитями "в прикреп". Лики шиты песочного цвета шелком "в раскол" по форме, без теней. Детали, складки одежд, контуры фигур обведены золотной нитью. Подкладка - новый зеленый репс.

Дополнительная информация:

  • София, 1914, № 1, с. 15, 17, 25, ил. с. 18;
  • Никольский В. А. Древнерусское декоративное искусство. Пг., 1923, с. 70-71;
  • Отчет Государственного Русского музея за 1923 и 1924 гг. Л., 1925, с. 21;
  • Вопросы реставрации. М., 1926, т. 1, с. 126;
  • Георгиевский В. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927, с. 44;
  • Орлов А. С. Библиография русских надписей XI-XV вв. М.-Л., 1952, с. 162- 163, № 292;
  • ГТГ. Материалы и исследования. М., 1956, вып. 1, с. 30;
  • Alpatov М. Tresore de I'art russe. Paris, 1966, p. 128;
  • Алпатов М. В. Сокровища русского искусства XI-XVI веков. Живопись. Л., 1971, № 202;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 6-7, 10-11, кат. 9, ил. с. 127.

 

Сохранность и реставрация

Из монастырских описей известно, что пелена переделывалась между 1608 и 1621 гг. Очевидно, первоначальные поля были зеленого цвета, что подходило по колориту к коричневому фону, на котором шито центральное изображение. Это зафиксировано в реставрационных протоколах при первой реставрации пелены в музее в 1924 г.

Фрагменты

Библиография