Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Царевич Димитрий, с избранными святыми

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1918 г. из музея Общества поощрения художеств в Петрограде, куда была пожертвована Александром II. В музей ОПХ подарена императором Александром II.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. 1656 г.

Вкладчик: Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.

Материал: Тафта, камка, холст, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 144,6 х 93,3

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

Царевич Дмитрий изображен с короной на голове, с мученическим крестом в правой руке и свернутым свитком в левой. На царевиче длинная одежда, украшенная драгоценными камнями. По сторонам фигуры - растительный орнамент, типичный для памятников строгановского шитья этой поры. На полях изображены святые, соименные членам семьи Строгановых. На верхней кайме в центре изображен Саваоф; справа в медальонах в рост - Богоматерь с младенцем Христом в лоне и свт. Николай Мирликийский; слева - архангел Гавриил и прор. Иоанн Предтеча. На боковых полях в медальонах в рост представлены: справа - митрополиты Московские Алексей и Филипп, прор. Анна и мученица Пелагея, прпп. Кирилл Белозерский и Савватий Соловецкий; слева - митрополиты Московские Петр и Иона, царевич Димитрий, прпп. Сергий Радонежский и Зосима Соловецкий; на нижней кайме - мученик Христофор, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский; в угловых клеймах - символы евангелистов: ангел - Матфей,орел - Марк, телец - Лука и лев - Иоанн. Личное шито плотно крученым шелком светло-серого цвета "атласным швом" "по форме" со схематической моделировкой более темным тоном. Доличное - пряденым серебром и золотом "в прикреп", цветные шелковые прикрепы образуют обычные геометрические орнаменты. Контуры выделены рельефным серебряным швом "по веревочке". Фон сплошь зашит золотым растительным орнаментом по серебряной "земле" "под алтабас", позем шит сканью. Незашитой оставлена рана на шее царевича, первоначально украшенная жемчугом.

Дополнительная информация:

  • Труды седьмого археологического съезда в Ярославле, 1887, М., 1892, т. 3, с. 43;
  • Художественно-промышленный музей имп. Общества поощрения художеств в С.-Петербурге. Русский отдел (ткани, шитье, кружево). [Спб.], 1889;
  • Степановский И. К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда, 1890, с. 212- 213;
  • Каталог музея имп. Общества поощрения художеств. Спб., 1904, с. 95, № 1;
  • Боткин М. П. Каталог предметов музея Общества поощрения художеств. Б. м., б. г., с. 158, № 125;
  • Макаренко Н. Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской. Пг., б. г., с. 100, 133;
  • Сычев Н. Выставка произведений искусства "Строгановской школы". [Каталог. Пг.], 1923, № 38;
  • Изобразительное искусство. Л., 1927, с. 111;
  • Русское искусство XVII века. Л., 1929, с. 112, 122;
  • Лихачев Д. С., Панченко А. М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976, ил. между с. 128 и 129;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 78, 87 - 88, кат. 129, ил. с. 107.
  • Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор. Спб., 1886, с. 15 - 16, № 23;

 

Сохранность и реставрация

NULL

Фрагменты

Библиография