Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, избранные святые и праздники

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1920 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Во всех сохранившихся описях монастырского имущества числится в ризнице.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1525 г.

Вкладчик: В обитель дана вкладом великим московским князем Василием III Ивановичем и его первой женой Соломонией Сабуровой в 1524/25 г. «с молением о чадородии». Бесплодной в течение двадцатилетнего супружества Соломонии грозил монашеский постриг. После долгих колебаний в 1526 г. Василий заточает ее в Суздальский Покровский монастырь. Пелена, выполненная накануне этого страшного для Соломонии события, является наиболее значительным произведением ее мастерской, из которой вышло немало других произведений шитья.

Материал: Бархат, камка, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 108 x 114

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Великой княгини Соломонии Юрьевны, XVI в.

Описание

На среднике изображено Явление Богоматери с апостолами Иоанном и Петром Сергию Радонежскому и его ученику Михею. На каймах вышиты праздники и святые. Наверху: "Благовещение", Иоанн Златоуст, Богоматерь Боголюбская с молящимся перед ней митрополитом Петром, ветхозаветная "Троица", Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и "Рождество Христово". На левой кайме - "Крещение" и "Отечество"; на правой - "Вознесение" и "Сошествие Святого Духа на апостолов". Внизу: "Рождество" и "Зачатие", митрополиты Петр и Алексей, молящиеся Спасу - по сторонам семи братьев Маккавеев их учитель Елеозар и мать Соломония, Василий Парийский и Леонтий Ростовский, "Зачатие" и "Рождество" Иоанна Предтечи. Внизу средника по сторонам Голгофы шитая жемчугом надпись. Все изображения шиты разноцветными шелками, нимбы и отдельные детали - золотом; швы атласный и "в прикреп": "клопец", "ягодка", городок". Древние фоны (на среднике - вишневая камка, на каймах - синяя) видны лишь в местах утрат шитья. Фоном служит новый темно-красный бархат. Жемчужное шитье позднее.

Иконография:

В общем композиционном построении, в выборе сюжетов на пелене, подаренной в 1525 г. Троицкому монастырю великим князем Василием III и его женой Соломонией, несомненно, сказалось влияние троицкой пелены Софии Палеолог. Но, сохранив почти все изображения этой пелены, Соломония поставила их в ином порядке, добавила к ним новые, усиливающие основную идею ее произведения, - моление о "чадородии". В центре нижней каймы она поместила свою патронессу - св. Соломонию с семью сыновьями и их учителем Елеозаром. Композицию же "Явление богоматери Сергию" вынесла на средник, разместив по сторонам Голгофского креста, который, вероятно, первоначально был и на пелене Софии. По-прежнему на каймах помещены святые - покровители Москвы и великокняжеской семьи, причем митрополит Петр изображен дважды. По углам пелены вышиты сцены, раскрывающие причину вклада, - "Благовещение", "Рождество Христа", "Зачатие" и "Рождество" Богоматери и Иоанна Предтечи. Этот особый подбор изображений, исступленные позы Сергия на среднике и митрополита Петра на кайме, молящихся Богоматери, вкладная надпись - все повествует о страстном желании великой княгини иметь сына. Пелена шита разноцветными шелками и украшена жемчугом. Фигуры несколько удлиненных пропорций описаны плавными линиями. Художник несомненно принадлежал к московской школе. Некоторые его композиции, как, например, "Рождество Иоанна Предтечи", имеют близость к произведениям круга Дионисия.

Дополнительная информация:

  • "Светильник", 1914, № 11-12, табл. V;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье М., 1963, стр. 68-69;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественное памятники М., 1968, стр. 125-126, табл. 150-151;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 138-139, № 68;
  • Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой четверти XVI века. М., 1971. С. 74-75, с. 143, табл. 43;
  • Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 355-356;

Сохранность и реставрация

Реставрирована в 1958 г. в ГЦХРМ им. И. Э. Грабаря М. П. Рябовой и Т. А. Даниловой, в СПМЗ в 2002 г. Н.Н. Шелонниковой.

О первоначальном виде пелены позволяют судить сведения древних монастырских документов. Во Вкладной книге 1673 г. на л. 47-47 об. записано: "Государя ж великого князя Василия Ивановича вкладу написано в ризных отписных книгах 83 (1575) году: пелена отлас синь, а середина - червчат, а на ней крест жемчюгом сажен, около креста праздники и святые шиты золотом и серебром, венцы жемчюгом сажены. При кресте Видение чюдотворца Сергия, венцы жемчюгом сажены, подпись у креста и у Видения жемчюгом сажено. На той же пелене четырнадцать каменей, подложена тафтою. Писана в книгах первая пелена". Такое же описание содержит и Опись 1641 г. (л. 126). В Описи же 1701 г. (л. 154) мы находим эту пелену переложенной на "червчатый" (красный) бархат.

Фрагменты

Библиография