Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Тип: Пелена

Происхождение: Находилась в собрании Л. К. Зубалова. Поступила из Госфонда в 1927 г.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. Вторая половина

Материал: Тафта, репс, шелковые, пряденые серебряные и золотные нити.

Размер: 47,5 х 38,5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Описание

На среднике подвесной пелены к небольшой иконе по красной тафте вышита сцена из Жития преподобного Сергия Радонежского - Явление Богоматери с двумя апостолами. На фоне базиликообразных сооружений, соединенных стеной с решетчатой дверью, изображены две группы стоящих друг против друга фигур: справа с простертой рукой - преподобный Сергий и за ним - его ученик Михей; слева - Богоматерь с посохом и простертой к Сергию рукой, за нею - апостол Петр и между ними апостол Иоанн (видна лишь его голова, повернутая к Петру). Над стеною в сегменте неба изображение Святой Троицы. Под ней на фоне - фрагменты древней надписи. Ниже нашита полоса более нового светло-коричневого репса с плохо читаемой надписью. Личное шито "в раскол" некрученым темно-охристого цвета шелком, бороды и волосы - слабо-крученым. Черты и контуры ликов, рук и ног очерчены темно-коричневой нитью. Одежды, нимбы, архитектурный фон шиты прядеными серебряными и золотными нитями с тонкой незаметной прикрепой (швы - "городок", "ягодка", "клопчик", "черенок"), частично по настилу из льняных нитей. Параманды и откинутые куколи преподобных были шиты шелком песочного цвета "в раскол", обувь - красным, дверные проемы темно-коричневым, решетки в них и клетчатый орнамент на полосе репса под надписью - золотной нитью. Фон и позём зашиты толстым крученым шелком красного цвета "в прикреп". Контуры рисунка обведены коричневой нитью. Средник окружают, несколько срезая крайние фигуры Михея и Петра, узкие каймы из той же тафты, что и на среднике, обрамленные золотными "веревочками". На каймах прядеными золотными нитями вязью в одну строку идет литургическая надпись. Судя по фрагментам надписи здесь был вышит тропарь преподобному Сергию. Подкладка из холста.

Иконография:

На пелене представлен один из двух основных вариантов иконографии "Явление Богоматери Сергию", известный с середины XV в.

Дополнительная информация:

  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 16, № 17323;
  • Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб, 1998. С. 48, примеч. 73.

Сохранность и реставрация

Большие утраты и поздние добавления шитья в ликах, особенно ангелов Троицы. Шелковое шитье в одеждах сохранилось фрагментарно. Древний фон, позднее зашитый красной нитью, виден лишь местами, кое-где под прорывами фона виден холст. Большие утраты в золотном шитье. В надписях буквы сбились, нити отстают, штопка желтым шелком, большие утраты, в результате чего надпись плохо читается. Подкладка позднейшая.

Фрагменты

Библиография