Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому; деисус и избранные святые

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Государственного музейного фонда в 1921 г.

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 в. Последняя четверть

Материал: Камка, холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити.

Размер: 51 х 49

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Великой княгини Марии Ярославны, XV в.

Описание

На среднике по ярко-желтой камке с узором из цветов граната вышита композиция Явление Богоматери Сергию Радонежскому. Центр композиции смещен влево, где перед Богоматерью, склонившейся с протянутой рукой, изображен коленопреклоненный Сергий. За Богоматерью стоят апостолы Петр и Иоанн. На заднем плане два базиликообразных сооружения, соединенные стеной. В окне правого виден ученик Сергия Михей. Наверху в секторе неба - Святая Троица: ангелы сидят за длинным столом с тремя чашами; у среднего ангела - крестчатый нимб. На каймах палевой камки по сторонам центральной композиции вышиты стоящие в рост в трехчетвертном повороте к центру с книгами в руках и надписями наверху Иоанн Златоуст в крестчатом саккосе и Николай Мирликийский в крестчатой фелони. Вокруг по каймам в двенадцати кругах с надписями в них изображены: наверху в центре - Спас Нерукотворный, по сторонам его в трехчетвертном повороте - поясные фигуры Богоматери, Иоанна Предтечи; архангелов Михаила и Гавриила. Наверху боковых кайм в медальонах же - Григория Богослова и Василия Великого. На нижней кайме - поясные прямоличные преподобные - Евфимий Суздальский, Кирилл Белозерский, Савва Вишерский. Варлаам Хутынский и Антоний Печерский. Между изображениями на каймах длинными буквами густой вязью вышито песнопение Великой субботы. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на нижнюю и левую. Все буквы направлены внутрь произведения. Личное шито тонким темно-песочным шелком "в раскол" без оттенений. Все остальное - по-преимуществу тонкими малокручеными яркими шелковыми нитями также "в раскол". Желтые, коричневые, вишневые тона (архитектура, одежды, позём) сочетаются с голубыми (крыши, хитоны Богоматери и архангелов, куколи и епитрахили преподобных, вертикальные полосы разных оттенков, отмечающие небо за Троицей), с зелеными (одежды апостола Иоанна, архангела Михаила и другое) и с малиновыми (гиматий Петра, чаши у ангелов, обрезы книг). Белые одежды святителей расцвечены золотыми крестами, желтыми и голубыми полосами и разноцветными "камнями". Золотной нитью с прикрепой, швом "черенок" шиты нимбы, обведенные голубой, зеленой или малиновой нитью. Все контуры фигур и складки одежд обведены золотной нитью, а у святителей - цветной. Золотной нитью шиты круги со святыми, полосы, обрамляющие средник и каймы, и все надписи. Подкладка из палевой камки.

Иконография:

На среднике пелены изображен один из эпизодов Жития Сергия Радонежского, получивший распространение в живописи, мелкой пластике и в шитье как самостоятельный сюжет - единственный из всех эпизодов Жития. Он знаменовал покровительство Богоматери не только самому Сергию, но и его обители. Самое раннее известие о существовании иконы с таким сюжетом содержит летописный рассказ о том, как в 1446 г. скрывающийся от своих врагов в Троицком соборе монастыря великий князь Василий II вышел к ним с образом "Явление Богоматери Сергию", взятом от раки преподобного. Наиболее ранним дошедшим до нас изображением этого сюжета считается клеймо на напрестольном деревянном резном кресте троицкого резчика Амвросия. Встречается он в двух иконографических вариантах, по нашему мнению, существовавших одновременно: с Сергием, стоящим перед Богоматерью, как на кресте, и с припадающим к ее ногам, как на пелене.

Дополнительная информация:

  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12663;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 15, ил. 15;
  • Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб, 1998. С. 47-50;
  • Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. СПб, 1998. Ил. с. 80;
  • Ферапонтовский сборник. М., 1999. Вып. 5. С. 210-212, ил. 2;
  • Искусство Средневековой Руси. М., 1999. С. 122, ил. с. 123, примеч. 11 (Материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль"; 12).

 

Сохранность и реставрация

Нестойкий темно-песочный шелк в личном местами стал коричневым. Имеются утраты шелкового шитья, особенно в одеждах преподобных. Местами утрачены золотные нити в надписях. Почти полностью утрачены два последних слова в литургической надписи на кайме. Ткани секутся. При реставрации в Музеях Московского Кремля в 1969 г. поверх подкладки положен холст.

Фрагменты

Библиография