Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Плащаница
Происхождение: Шита в Вене в одной из ведущих мастерских церковного шитья, где вместе работали венские и балканские мастера. Вышивала Марина Рюеланд.
Век: 18
Уточняющая датировка: 18 в. 1796 г.
Вкладчик: Вклад Панайота хаджи Нико в церковь св. Афанасия в Янинской митрополии в 1796 г.
Материал: Розовый шелк, золотая мишура, парча, блестки, серебряные пластины.
Размер: 168 х 130
Место хранения: Национальный Исторический музей Болгарии
Мастерская: Марины Рухеленд, XVIII в.
Изображенная сцена носит наименование "Плач нагробный", ее символика связана с литургическими текстами, а ее функция - с богослужениями во время Страстной недели Великой пятницы и Великой субботы. Здесь оригинальная сцена Epitaphios Threnos интерпритируется особенно оригинальным образом - она изображена на фоне церковного здания и видах города Иерусалима. Плащаница обрамлена широкой каймой с золотыми растительными орнаментами в барочном стиле. В центре представлена композиция Оплакивание Христа на фоне золотого сводчатого строения с аркадой. Со свода висят две лампады, а между арками изображены серафимы. В середине возвышается крест с надписью INВI, под ним терновый венок, и одно на другом копья, которыми был пронизан Христос, и губка с уксусом. Вокруг тела Христа изображены фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Марии, сестры Иакова, Иоанна Богослова, Иосифа ,Никодима и ангелов, перед ним - два сосуда - для мира и для воды. Фигуры оплакивающих женщин и ангелов динамичные, в экспрессивных позах. Иосиф, Никодим и два ангела поднимают полотно, чтобы завернуть тело Христа. В четырех концах плащаницы изображены в медальонах четверо евангелистов и их символы, над каждым из них по одному виду Иерусалима. Вверху слева, над евангелистом Матфеем представлен холм Голгофы с тремя крестами, под ними лестница, молоток, плоскогубцы, кошелек с высыпавшимися монетами и лампа. Справа, над св. Иоаном Богословом представлен город на холме с крепостной стеной, здания с куполами. башнями и окнами из серебряных пластин. Внизу, слева над евангелистом Марком, представлена сцена "Мироносицы у гроба Господня." Изображен сад с деревьями, огороженный каменной стеной, в центре одни ангел сидит на плите гроба Господня, слева - три мироносицы. Все евангелисты представлены на фоне интерьера с окнами или колоннами, с книгой на столе, пером и чернильницей.