Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб и праздники

Тип: Плащаница

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. Конец

Материал: Шелковая ткань, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 76 х 117,5

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Тверская великокняжеская светлица, XV в.

Описание

Композиция средника и каймы шиты "в раскол" разноцветными некручеными шелками: зеленым, белым, красным, желтым, голубым, коричневым. Нимбы святых выполнены золотом и серебром простыми швами "в прикреп". Нитями пряденого золота обозначены складки одежд Богоматери, архангелов, апостолов. Приемы шитья, там где оно сохранилось не тронутым поздними переделками, выделяются высокой техникой исполнения ("Крещение", "Воскресение", "Явление ангела святым женам", лики жен мироносиц, апостола Никодима). "Положение во гроб" трактовано здесь более повествовательно. Это уже не столько символ священного действа, как на ранней "голубой" плащанице, сколько определенное "историческое" событие: кроме архангелов, Богоматери и Иоанна Богослова, здесь присутствуют апостолы Никодим, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина и Мария Клеопова.

Иконография:

Развернутый по кайме полный праздничный цикл, непосредственно связанный с изображением средника, раскрывает его смысл. Впервые на этой плащанице помещены некоторые из праздников ("Явление ангела святым женам" и "Уверение Фомы"), не встречавшиеся до этого в русском шитье.

Сохранность и реставрация

Плащаница дошла в искаженном виде: в XIX в. шитые композиции были вырезаны из древней шелковой основы (камки) - голубой на среднике и красной на кайме - и переложены на новую. При этой "реставрации" был нарушен порядок расположения праздников; возможно, утрачены вкладная надпись (на среднике) и изображения херувимов по углам каймы; шитые композиции во многих местах грубо поновлены.

Библиография