Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Поступила в музей из Хутынского монастыря после 1926 года.

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. Середина

Материал: Тафта, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 96 х 183

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Мастерская: Архиепископа Евфимия, XV в.

Описание

Слева у гроба изображены Богоматерь и два ангела, справа - Иоанн Богослов и два ангела. Перед гробом вышиты два коленопреклоненных ангела и светильник, вверху - персонификации Солнца и Луны и два летящих ангела. В углах -символы евангелистов. Шитье разноцветными некручеными шелковыми нитями "в раскол" и прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (узор прикрепы вольный). Личное выполнено "в раскол" по форме, с легкими притенениями. Фон - красная тафта, сохранившаяся лишь под шитьем (выцвела до бежевого цвета).

Дополнительная информация:

  • Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2, c. 303;
  • Известия Императорского археологического общества. СПб., 1867. Т. VI. Вып. I и 2, стлб. 53, 55, 57;
  • Порфиридов Н. Г. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927, c. 17;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947, c. 130;
  • История русского искусства. М., 1954. Т. 2, c. 278, ил. с. 277;
  • Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, I960. Вып. 3, c. 52;
  • Никитина Ю. И. Павлюченков А. С., Пагольская Е. К. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Русское искусство XI- начала XX века. Советское искусство. Каталог. Л., 1963, c. 17;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, c. 33, ил. с. 38;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, c. 118;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, c. 16;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971. Вып. EI-49, c. 17;
  • Бадяева Т. А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1974, c. 27;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV-начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, c. 6, 9;
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982, c. 75, 80;
  • Государственный Русский музей. Древнерусское искусство. Новые атрибуции. СПб., 1994, c. 13;

 

Сохранность и реставрация

В XIX веке шитье было переложено на новый фон (первоначально красный, а к настоящему времени выгоревший), заново вышиты черным шелком волосы Христа, летящих ангелов и четырех ангелов слева и справа у гроба, литургическая надпись на кайме, контуры в некоторых местах обозначены белым шнуром. Согласно описи Хутынского монастыря 1642 года на кайме плащаницы располагались изображения херувимов и серафимов и шитая золотными нитями литургическая надпись "ДА МОЛЧИТ ВСЯКА ПЛОТЬ..."

Фрагменты

Библиография