Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры. Поступила в 1920 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Числится во всех описях монастырского имущества, начиная с 1641 г., в ризнице, сначала в разделе воздухов, а с 40-х годов XVIII в. как плащаница большая.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1561 г.

Вкладчик: Вклад удельного князя Владимира Андреевича Старицкого и его матери княгини Евфросинии.

Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 174 х 276

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Княгини Евфросинии (Евдокии) Старицкой, XVI век

Описание

На среднике вышита многофигурная композиция "Оплакивание Христа". В головах гроба изображены Богоматерь и две жены-мироносицы, в ногах - апостолы Иоанн и Никодим, Иосиф Аримофейский. На заднем плане и перед гробом у покрова - по две фигуры ангелов с рипидами. В правом нижнем углу - маленькая фигурка Сергия Радонежского. Вверху, в сегменте неба, изображены личины солнца и луны и святой дух в виде голубя. В углах средника - символы евангелистов. На каймах между букв литургической надписи в кругах вышиты: по углам - евангелисты; наверху - Троица и архангелы Михаил и Гавриил; слева - Иоанн Златоуст; справа - Василий Великий; внизу Богоматерь Знамение, пророки Давид и Соломон. Фоном плащанице служит голубая крашенина, на которой видны фрагменты древнего фона - красной камки. Фон кайм - голубая камка. Личное шито тонким крученым шелком телесного цвета атласным швом "по форме" с притенением более темным шелком. Цветными шелками шиты облака, одежды Магдалины и Сергия и отдельные детали. Все остальное - пряденым золотом и серебром с густыми, разноцветными шелковым прикрепами, создающими разнообразные узоры. Орнаменты на золотых нимбах шиты рельефно. К правой кайме пришита полоса красной камки с шитой надписью о вкладе плащаницы в Троицкий монастырь.

Иконография:

Плащаница поражает необычайной монументальностью, законченностью и ритмичностью композиции. Художник, знаменивший ее, отличался большой наблюдательностью. Все его фигуры пропорциональны, их характеристики разнообразны. Большое сильное тело Христа контрастирует с женственной фигурой Богоматери, с ее нежными тонкими руками и плавной линией ног. В едином ритме склонились к ложу апостолы и Мария Клеопова. Изящны маленькие фигурки ангелов у брошенного плата. Несмотря на золотное шитье, обычно несколько огрубляющее изображение, все позы очень живые, складки подчеркивают движения и формы тела. Лица с большими, миндалевидными глазами, с набухшими веками и страдальчески сдвинутыми бровями полны сдерживаемой скорби. Более открыто она проявляется у Магдалины, рвущей на себе волосы с искаженным от рыданий лицом. Ее фигура выделена легким голубым с белыми и синими пробелами покрывалом. Так же живописно изображены облака в виде синих, голубых, белых и красных зигзагов. Красивая четкая вязь надписи на кайме, перемежающаяся кругами с изображениями Троицы и святых, образует широкую орнаментальную раму. Шитье плащаницы необычайно искусное. Удивительно разнообразие швов и приемов. В золотном шитье густая шелковая прикрепа виртуозно рисует тонкие узоры одежд. Здесь искусство лицевого шитья, используя достижения предыдущих эпох, получает новые качества. Умение воплотить рисунок художника в шитье достигает высокой артистичности, стежки так гибки и незаметны, что при использовании шелков разных оттенков лепят объем с поразительной смелостью. Форма или движение фигуры часто подчеркнуты одним выразительным штрихом или линией складки одежды. Стремление к натуралистическому воспроизведению в сочетании с иконописной условностью и символичностью, характерные для шитья XVI в., нашли в произведениях мастерской княгини Евфросиньи наиболее выразительное воплощение. Большая психологическая напряженность в ликах и позах фигур, в тексте надписи, подчеркивающей великокняжеское происхождение Владимира, введение в традиционную схему плащаницы Сергия, молящегося за вкладчиков, - все отражает бурную эпоху Ивана Грозного с ее напряженной борьбой и трагическую судьбу последних удельных князей, обреченных на гибель в ходе образования единого Русского государства.

Дополнительная информация:

  • Светильник, 1914, № 11-12;
  • Вопросы реставрации, т. I М., 1926;
  • Сообщения Загорского музея-заповедника", вып. 3, Загорск, 1960, с. 51-53;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье М., 1963, с. 75-82;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники, М., 1968, с. 127-129, табл. 154, 155;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., б/г., табл. 74-74;

Сохранность и реставрация

Реставрирована в ВХНРЦ им. ИЗ. Грабаря: в 1920-1922 гг. Т.Н. Александровой-Дольник, в 1971-1974 гг. М.П. Рябовой.

Первоначальный фон - "червчатая" камка - сохранился лишь в нескольких местах: в надписи средника и около звезд, за фигурой Марии Магдалины и за фигурой Сергия; в ликах шитье местами утрачено, утрачен коричневый шелк в контурах и складках; шитье белым и серым шелком в рипидах и облаках относится к XVIII в. В XVIII в. древний "червчатый" фон плащаницы был заменен атласным зеленым. В 1920-1922 гг. плащаница реставрировалась в ГЦХРМ: укреплен иглой фон каймы, удален зеленый атлас XVIII в.; укреплены фрагменты древнего фона; частично была расчищена вкладная историческая летопись. В 1971-1974 гг. реставрация была продолжена М. П. Рябовой: подведен новый реставрационный фон - темно-красный холст; расчищена полностью вкладная историческая летопись - удалена зашивка красным шелком в промежутках между буквами.

Фрагменты

Библиография