Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Поступила из Чудова монастыря в 1919 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1678 г.

Вкладчик: Вклад московского гостя Ивана Гурьева в Чудов монастырь Московского Кремля.

Материал: Атлас, штоф, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруд, золото.

Размер: 135 х 189

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Ивана Гурьева, XVII в.

Описание

На среднике плащаницы по темно-синему атласу вышит лежащий во гробе Христос с перекрещенными на чреслах руками. Голову его поддерживает Богоматерь, сидящая на скамье с фигурными ножками и подножием. За нею склонилась к гробу, подперев голову рукой, Мария Магдалина, сзади стоит Мария Иаковлева, рвущая в отчаянии волосы. Рядом с ней - ангел с рипидой в виде квадрифолия с профильным изображением серафима. В изножий гроба - низко склонился со скрещенным на груди руками Иоанн и припадающий к ногам Христа Иосиф. За ними стоят Никодим, также с руками у груди, и ангел с рипидой в виде квадрифолия с профильным изображением серафима. Внизу перед гробом - две маленькие фигуры ангелов в динамичных позах веют рипидами над плащаницей. Над гробом в сегменте неба с клубящимися облаками по краям - поясное изображение Саваофа с распростертыми благословляющими руками и исходящим из уст сиянием с голубем (Святым Духом) в ореоле (от ореола на лежащего в гробу Христа сияние падает тремя лучами). В углах средника - шестикрылые профильные символы евангелистов с надписями: в левом нижнем углу - орел, в правом - ангел, в верхнем правом - лев, в левом - телец. Справа на среднике снизу вверх идет вышитая в одну строку пряденым серебром сложной тесной вязью вкладная надпись. На широких каймах светло-зеленого атласа в кругах, соединенных фигурными балясинами (верхняя и нижняя каймы) или маленькими кружками с отходящими цветами (боковые каймы) вышито двадцать восемь святых, обращенных в три четверти к центру каждой каймы, головами к среднику. В углах вышиты, в соответствии с символами евангелистов на среднике, сидящие на скамьях пишущие евангелисты с надписями их имен: внизу слева - Иоанн, справа - Матфей, в правом верхнем углу - Марк, в левом - Лука. В остальных кругах - поясные святые. На нижней кайме (слева направо) пророки - Аввакум, Илья, Моисей, Давид, Соломон, Исайя, Даниил, Иезекииль. На верхней кайме справа налево апостолы - Филипп, Варфоломей, Андрей, Петр, Павел, Яков, Иуда, Симон. На левой кайме - вселенские святители (сверху вниз) - Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский. На правой кайме - русские митрополиты (сверху вниз) - Иона, Петр, Алексей, Филипп. Личное шито шелком песочного цвета плотным швом "в раскол" со светло-коричневыми оттенениями (по щекам, полосы от бровей и глаз, сходящиеся на висках, под глазами, на переносице, по носу, над губами и на подбородке, по телу Христа). Черты ликов и контуры рисунка очерчены темно-коричневым шелком. Волосы шиты темно-коричневым и серым шелком (у старцев), губы - малиновым. Одежды, нимбы, крылья и другие детали шиты прядеными золотными и серебряными нитями с цветными прикрепами с разнообразными и, в том числе сложными, швами ("черенок", "денежка", "перышки", "двойная ягодка", "денежка в четыре клетки" и "разводная клетка" в семи вариантах). Плат у гроба шит сканым золотом. Облака - голубым, малиновым и белым шелком. Цветные шелка также в шитье балясин и цветов в кругах, в виде треугольников в бордюре на задней стенке гроба. Контуры тела Христа, нимбов Христа и Богоматери обнизаны мелким жемчугом. На нимбе Христа - изумруд в окружении жемчуга. Подкладка из зеленой камки с узором крупных цветов с лилиями в них. Внизу пришит кусок темно-зеленого штофа.

Иконография:

Иконография плащаницы в основном повторяет плащаницу, вложенную в 1561 г. Евфросинией Старицкой в кремлевский Успенский собор. Однако композиция ее имеет ряд отличий: несколько иные позы у апостолов (особенно у Никодима); вместо Святого Духа в облаках - Саваоф, а Святой Дух в виде голубя изображен ниже; здесь иной набор святых на каймах, хотя они также изображены в кругах с балясинами, но все повернуты головами к среднику; нет здесь, как в плащанице Старицких, изображений Отечества и Успения Богоматери. Иные на плащанице Гурьева и пропорции фигур, узоры одежд и другие детали. Следует отметить динамичность фигур ангелов у гроба, символов евангелистов, как бы летящих ко гробу, святых на верхней и нижней каймах, а также необычность наименования рвущей на себе волосы Марией Иаковлевой, а не Магдалиной.

Дополнительная информация:

  • Главная Опись Московского кафедрального Чудова монастыря 1861 г., л. 100-101, № 138.1 - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 14, оп. 1, д. 5;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12428.

 

Сохранность и реставрация

Шитье в личном местами утрачено (особенно на каймах), виден фон. Золотное шитье потерто. Ткани секутся, заштопаны, выцвели. Утраты жемчуга.

Фрагменты

Библиография