Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Плащаница
Происхождение: Поступила в 1927 1928 гг. из Богородице-Успенского монастыря Свияжска. Происходит из Богородице-Успенского монастыря Свияжска.
Век: 16
Уточняющая датировка: 16 в. 1560-гг.
Материал: Камка, шелковые, серебряные и золотные нити.
Размер: 80,5 х 127,5
Страна: Россия
Место хранения: Национальный музей Республики Татарстан
В среднике на переднем плане на высоком ложе лежит Христос в светлом, цвета шелка-сырца, препоясании, скрепленном ниже живота маленьким узелком. Голову Христа поддерживает сидящая на скамье с подножием Богоматерь. Она прижимается щекой к волосам сына, всматривается в его лик с закрытыми глазами. За Богоматерью изображены три жены-мироносицы. К левой руке Христа припадает апостол Иоанн. За ним две склоняющиеся фигуры Никодима и Иосифа. Руки их покрыты гиматиями, но кисти четко прорисованы. По центральной оси за гробом помещен шестиконечный крест с терновым венцом. Слева и справа от него были вышиты трость и копье (утрачены). По сторонам от креста два летящих ангела с рипидами, в углах — личины солнца и луны. На каймах вышита вязью Песнь Великой Субботы и Трисвятое!
Образцом для произведения, как и для плащаницы казанского Преображенского монастыря послужила плащаница (1562), шитая княгиней Т.А. Темкиной-Ростовской для кафедрального Благовещенского собора. Знаменщик свияжской плащаницы был менее искусен, чем автор образца и упростил композицию, отказавшись от изображения «Снятия со Креста».
Реставрирована в 1984 в ВХНРЦ (реставратор М.П. Рябова).