Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Поступила в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря. Из переписных книг Кирилло-Белозерского монастыря 1774 и 1802 гг., в которых дается подробное описание плащаницы до переделок, мы узнаем важный факт: между фигурами коленопреклоненных ангелов на первом плане была вкладная надпись, начало которой там приведено: "Сии воздух созданъ бысть благовернымъ княземъ великимъ Василисмъ и прочее ..." Можно предположить, что плащаница является вкладом великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, в княжение которого монастырь был построен. Великий князь покровительствовал монастырю, так же как его мать и братья. Плащаница - один из самых ранних вкладов в Кирилло-Белозерский монастырь. По предположению Э.С. Смирновой, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (это была небольшая деревянная церковь) был построен не сразу после основания монастыря в конце XIV в., а несколько позднее - в 10-х гг. XV столетия, и, очевидно, плащаница была первым вкладом как главный предмет богослужения.

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 в. Начало

Вкладчик: Вклад великого князя Василия I в Кирилло-Белозерский монастырь.

Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 140 х 187

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

Около гроба Христа изображены Богоматерь, Иоанн Богослов и четыре ангела. Два коленопреклоненных ангела вышиты перед гробом и два летящих -- над гробом. В углах - символы евангелистов, в верхней части композиции - персонификации Солнца и Луны, за гробом - киворий с лампадой. Шитье преимущественно золотом и серебром "в прикреп", шелками "в раскол" по темно-синей камке, сохранившейся только под изображениями. Лики шиты шелком телесного цвета "в раскол" по форме, без притенений.

Иконография:

Это один из самых ранних и известных памятников шитья из Русского музея. Входит в группу московских плащаниц раннего XV в. К ним относятся несколько дошедших до нас плащаниц и среди них "голубая" - из Троице-Сергиевой лавры. Все памятники происходят из одного извода и встречаются среди произведений раннего палеологов-ского искусства. Московские плащаницы, как и их византийские оригиналы, имеют одинаковую композицию. На полях литургическая надпись, чаще всего: "Да молчит всякая плоть человсча ..." В представленной сцене у головы Христа сидит Богоматерь, ноги его поддерживает Иоанн. На первом плане - два коленопреклоненных ангела с рипидами (опахалами), в центре - киворий с лампадой, вверху - слетающие ангелы и солнце и луна в виде человеческих личин. В углах средника - символы евангелистов. В углах каймы - серафимы. По фону разбросаны кресты и звезды. Между фигурами коленопреклоненных ангелов - вкладные и молитвенные натписи. Вся сцена носит символический характер - это как бы литургия ангелов, происходящая на небесах.

Дополнительная информация:

  • София, 1914, № 1, с. 26, 27,31, ил. между с. 24 и 25, 26 и 27;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.- Л., 1947, с. 130, ил. 134;
  • История русского искусства. М., 1954, т. 3, с. 279 - 280, ил. с. 279;
  • Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1963, вып. 1, с. 112, 130 (примеч. 33);
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, с. 35;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, с. 117 (примеч.);
  • Очерки русской культуры XIII-XV вв. М., б. г., ч. 2, с. 364;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969, с. 108, № 52 (упом.);
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 9 (примеч.);
  • Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. М., 1975, с. 37;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 5, 11, кат. 11.

 

Сохранность и реставрация

При перекладывании шитья на новый фон (с первоначальной синей камки на новую, также синего цвета), очевидно, в 30-х гг. XIX в., когда в Кирилло-Бслозерском монастыре осуществлялись особенно большие переделки шитья, многие детали изображений были утрачены. Вокруг плащаницы были пришиты поля из зеленого бархата с шитой золотом надписью о вкладе 1645 г. князем Иваном Андреевичем Голицыным покрова на гроб его шурина (брата жены) князя Федора Андреевича Телятевекого. На покрове был представлен Голгофский крест. После поступления плащаницы в музей при реставрации в 1933 г. кайма с вкладной надписью была снята и хранится отдельно. Шитье переложено на синюю крашенину (подкрашенный холст).

Фрагменты

Библиография