Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Плащаница исполнена в 1565 году для Кирилло-Белозерского монастыря, когда Евфросиния под именем Евдокии жила в расположенном поблизости Горицком монастыре; с княгиней были отправлены из Москвы и ее вышивальщицы. Поступила в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1565 г.

Вкладчик: Вклад кн. Евфросинии Старицкой, постриженной в 1563 г. под именем Евдокии в Горицкий Воскресенский монастырь, близ Кириллова.

Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 262 x 168

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Княгини Евфросинии (Евдокии) Старицкой, XVI век

Описание

В среднике - "Оплакивание"; на верхней кайме - поясные пророки с Саваофом в центре, на боковых - поясные святители, на нижней - поясные апостолы и "Успение Богоматери". Шитье золотными и серебряными нитями "в прикреп", сканью, а также шелками "атласным швом" и "в раскол". Лики шиты тонко, телесного цвета шелком "атласным швом" по форме, с притенениями. Узоры, образуемые прикрепами, - сложные, имитирующие драгоценные ткани. Обрамления плащаницы, средника, медальонов с поясными изображениями святых на полях - поздние. Первоначальные фоны средника (алая камка) и каймы (голубая камка) утрачены. Новые фоны по цвету близки первоначальным. Подкладка новая - серый репс.

Иконография:

Тонкое и плотное шитье ликов и обнаженного тела Христа "атласным швом" по форме мускулов, с тенями, и виртуозное исполнение разнообразных сложных узоров, имитирующих драгоценные ткани

Дополнительная информация:

  • София, 1914, № 1, с. 27- 29, ил. с. 5, 22-23;
  • Светильник, 1914, № 11-12, с. 17-18;
  • Никольский В. А. Древнерусское декоративное искусство. Пг., 1923, с. 71, 72;
  • Никольский В. А. История русского искусства. Б. м., 1923, с. 119;
  • Вопросы реставрации. М., 1926, т. 1, с. 126, 131 (примеч.);
  • Изобразительное искусство. Л., 1927, с. 106-107;
  • Некрасов А. Н. Древнерусское изобразительное искусство. Б. м., 1937, с. 314;
  • История русского искусства. М., 1955, т. 3, ил. с. 680;
  • Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960, вып. 3, с. 45, 56-57, ил. 9-11;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, с. 76, 84, ил. с. 83, 85;
  • Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси, вторая половина XV-XVII в. М., 1965, с. 57, ил. 130;
  • Балдина О. Д. От Валдая до Старицы. М., 1968, с. 82-84, ил. с. 82;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, с. 127 (примеч.), 129;
  • Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1973, с. 117, ил. 4, с. 129 (примеч. 26);
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 28, 41-42, кат. 67, ил. с.130;
  • Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. Л., 1981, с. 445-446.

 

Фрагменты

Библиография