Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Поступила в 1925 году в древлехранилище из Юрьева монастыря.

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. 1444 г.

Вкладчик: Вклад князя Дмитрия Шемяки

Материал: Тафта, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 124,5 х 183

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

За гробом Христа изображены четыре склоненных ангела с рипидами. Шитье разноцветными некручеными шелковыми нитями "в раскол" и прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (узор прикрепы вольный). Разделки складок одежд и крыльев ангелов вышиты золотными нитями. Личное выполнено по форме, без притенений. Фон - тафта оливкового цвета, зашитая синими некручеными шелковыми нитями.

Дополнительная информация:

  • Записка для обозрения русских древностей. СПб., 1851, c. 56;
  • Елагин Н. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб., 1853, c.112-113;
  • Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860, Ч. 2. c. 299-300;
  • Макарий, архим. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. 2 изд. СПб., 1862, c. 58-59;
  • Толстой М. Святыни и древности великого Новгорода. М.,1862, c.172;
  • Известия Императорского археологического общества. СПб., 1867, Т. VI. Вып. I и 2, стлб. 53, 61;
  • Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. М., 1894, Т. XV Вып. I, c. 64-65;
  • Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, c. 267-268;
  • Ласковский В., Лашков Н. Краткое описание Новгородского музея. Новгород, 1893, c. 187-188;
  • Порфиридов Н. Г. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927, c. 17;
  • История русского искусства. М., 1954, Т. 2, c. 280;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947, c. 130-131;
  • Никитина Ю. И. Павлюченков А. С., Пагольская Е. К. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Русское искусство XI- начала XX века. Советское искусство. Каталог. Л., 1963, c. 17;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, c. 36;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971, Вып. EI-49, c. 7, 17, 43, № 16;
  • Очерки комплексного источниковедения. М., 1977, c. 193-203, ил. с. 194;
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982, c. 68, 78, 79;
  • Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX в. М., 1986, c. 130.

 

Сохранность и реставрация

В XIX столетии плащаница подверглась значительным переделкам: крупные вставки шитья кручеными шелковыми нитями на теле Христа, одеждах и крыльях ангелов. Заново выполнены гроб, волосы ангелов и Христа, жезлы рипид, контуры и разделки складок препоясания Христа, надписи средника, фон зашит синими кручеными шелковыми нитями. К этому же времени относится вкладная надпись, повторившая древнюю, а также черная кайма с изображением символов евангелистов и поясными фигурами святых в медальонах (на нижнем поле: мученица Фотиния, евангелисты Лука и Иоанн Богослов, апостолы Павел и Петр, евангелисты Матфей и Марк, мученик Георгий; на правом поле: апостол Филипп, мученик Дмитрий, апостолы Иаков Заведеев и Иуда (Иаковлев?); на верхнем поле: праведная Анна, мученик Фотий, апостолы Матфий, Иаков, Клеопа, Фаддей и Тимофей, мученицы София с Верой, Надеждой и Любовью; на левом поле: апостолы Варфоломей, Андрей, Фома и Симон).

Фрагменты

Библиография