Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб

Тип: Плащаница

Происхождение: Происходит из Софийского собора г. Новгорода.

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. 1456 г.

Вкладчик: Вклад великого князя Василия Темного.

Материал: Камка, холст, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 153,5 х 193

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Мастерская: Великой княгини Марии Ярославны, XV в.

Описание

Около гроба Христа изображены Богоматерь, Иоанн Богослов и четыре ангела. Два коленопреклоненных ангела вышиты перед гробом и два летящих - над гробом. В углах - символы евангелистов, в верхней части композиции - персонификации Солнца и Луны, за гробом - киворий с лампадой. Фон зашит звездами и четырехконечными крестами в кругах. Шитье преимущественно прядеными золотными и серебряными нитями "в прикреп" (швы: "городок", "черенок", "рядки", "ягодка", "перышки"). Детали вышиты разноцветными шелками "на проем". Личное выполнено некручеными шелковыми нитями "в раскол" по форме. Складки одежд обозначены красным шелком. Фон - синяя камка, подкладка - холст.

Дополнительная информация:

  • Соловьев П. Описание Новгородского Софийского собора. СПб., 1858, c. 173-174, 233;
  • Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860, Ч. 2, c. 300-301;
  • Макарий, ахим. Путеводитель по Новгороду, с указанием на его церковные древности и святыни. СПб., 1862, c.10;
  • Толстой М. Святыни и древности великого Новгорода. М., 1862, с. 52-53;
  • Новоструев К. Плащаница, приложенная в Иосифов Волоколамский монастырь удельным князем Владимиром Андреевичем и материю его Ефросиниею в 1558 году // Известия Императорского археологического общества. СПб., 1867. Т. VI. Вып. I и 2, стлб. 48, 49, 51, 53;
  • Ловцев П. Новгородский кафедральный Софийский собор.Новгород, 1886, c. 116-117;
  • Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. М., 1894. Т. XV Вып. I, c. 65;
  • Опись Софийского собора 1725 года, стлб. СССLXIV;
  • Конкордин А. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901, c. 120-121;
  • Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, c.268;
  • Анисимов А. И. Дополнение к Каталогу выставки XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. Новгород, 1911, c. 26, № 368;
  • Анисимов А. И. Церковная старина на выставке XV археологического съезда в Новгороде. Новгород, 1911, c. 7-8;
  • Опись Софийского собора 1751 года, с. 136-137;
  • Труды XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. М., 1914. Т. 1, c. 124, табл. XXIII;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947, c. 130, табл. 135;
  • Орлов А. С. Библиография русских надписей. XI-XV вв. М.; Л., 1952, c. 134-135, № 222;
  • История русского искусства. М., 1954. Т. 2, c. 279, ил. с. 278;
  • Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII в. М., 1962. Т. I, c. 468, ил. 327;
  • Никитина Ю. И. Павлюченков А. С., Пагольская Е. К. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Русское искусство XI- начала XX века. Советское искусство. Каталог. Л., 1963, c. 17;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, c. 34-36, ил. с. 39;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, c. 117;
  • Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970, c. 491-493;
  • Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI в. Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 1971, c. 9, 11;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, c. 9;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. М., 1971. Вып. EI-49, c. 8, 10-11, № 36, табл. 21, 73;
  • Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1973. Вып. I, c. 112, 119, 127;
  • Бадяева Т. А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1974, c. 19, 22-23;
  • Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века.М., 1975, c. 37-38, ил. 35-37;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV-начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, c. 11-12;
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982, c. 80, 97;
  • Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1981. Л., 1983, c. 354, 360;
  • Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985, c. 198;
  • Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985, c. 131;
  • Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX в. М., 1986, c. 130;
  • Описи Софийского собора Вып. 1, с. 87; Вып. 2, с. 50, 117;
  • Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989, c. 204-205;
  • Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Москва, 8-15 августа 1991 г. Автор вступительной статьи и составитель каталога Н. А. Маясова. М., 1991, c.32.

 

Сохранность и реставрация

С 1996 года в мастерской Новгородского музея Н.Ю. Рябовичевой проводится реставрация плащаницы.

Фрагменты

Библиография