Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Положение во гроб, Евхаристия

Тип: Плащаница

Происхождение: Происходит из церкви Богоматери Панагуды в Фессалониках.

Век: 14

Уточнающая датировка: 14 в. Середина

Материал: Шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 72 х 200

Страна: Византия

Место хранения: Музей византийской культуры, Салоники

Описание

Композиция плащаницы уникальна: она совмещает в себе сцены "Христос во гробе" и "Причащение апостолов". На среднике представлена композиция Оплакивания в литургическом изводе. Мощную фигуру Христа, покоящуюся на гробном камне, окружают символы евангелистов и небесные силы: за ложем два ангела в диаконских одеждах осеняют Христа рипидами, очень выразителен рисунок правого летящего ангела, в ужасе и скорби прикрывающего руками лик. Внизу престолы, херувим и серафим. Несмотря на то, что в шитье использованы, в основном, золото и серебро (шелк применен лишь для вышивки личного и деталей), благодаря виртуозному рисунку этот аэр производит впечатление очень мощной, живописной, чрезвычайно богатой фактуры. Таким же динамизмом и силой проникнуты сцены Причащения апостолов хлебом и вином, фланкирующие центральное изображение. Пространство заполнено очень плотно, отчего фигуры кажутся крупными, но ритм их поз, наклонов, поворотов рождает согласованность целого, отсутствие тяжеловесной устойчивости.

Иконография:

Рисунок этой плащаницы очень близок фресковым росписям церкви Богоматери Перивлепты в Охриде и монастыря Протат на Афоне, исполненным в конце XIII-начале XIV вв. Михаилом Астрапой и Евтихием.

Фрагменты

Библиография