Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Голгофский крест

Тип: Покров

Происхождение: Во Вкладной книге 1673 г. (л. 49 об.) среди вкладов Ивана Грозного записано: "Покров отлас багров, на нем схима да крест шит золотом, около креста жемчюгом сажено, у креста два аггела шиты золотом и серебром, подпись шита серебром". Однако в Описи 1641 г. (л. 119 об.) значатся два аналогичных покрова, один из которых (запись восьмая) описан так же, как во Вкладной книге, а другой (запись десятая) несколько иначе, причем отмечается имеющаяся на нем дата: "лета 7065". Последующие монастырские описи связывают оба покрова с именем царя Ивана Грозного. Опись 1756 г. отмечает характер узора их кайм: "около креста низано жемчюгом в рефить" - то есть узор в косую клетку. Эти жемчужные обрамления были спороты по указу императрицы Екатерины II в 1767 г.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1557 г.

Вкладчик: Вклад царя Ивана Грозного и царицы Анастасии.

Материал: Атлас, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 183 х 72

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Царицы Анастасии Романовны, XVI век

Описание

На среднике - Голгофский крест на фоне Иерусалимской стены; по сторонам его - копие и трость; над крестом - два летящих ангела. Фон средника - коричневый атлас (в древности вишневый), фон каймы - зеленовато-золотистый атлас. Лики ангелов шиты несколько рыхлым атласным швом светло-серым шелком с едва заметными притенениями; все остальное - разноцветными шелками: малиновым, синим, светло-зеленым, бежевым, серым, светло-голубым; пряденым и сканым золотом и серебром "в прикреп"; основные швы - "косой ряд", "городок", "перышки", "ягодка". Внизу, под Голгофой, шита серебром в три строки летопись о вкладе.

Дополнительная информация:

  • Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 60-61, № 241;
  • Речменский А. Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. М., 1913, рис. 8;
  • Загорский музей. Путеводитель. М., 1956. С. 49;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 126, табл. 152;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 142-143, № 70;
  • Очерки русской культуры XVI века. Ч. II. М., 1977. С. 357;
  • ПКНО. 1980. Л., 1981. С. 435-442.

Сохранность и реставрация

Реставрирован в 1974 г. в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Т. А. Горошко: шитье и ткани укреплены иглой.

Фрагменты

Библиография