Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Спас Нерукотворный с предстоящими

Тип: Воздух

Происхождение: Поступил из собрания П. И. Щукина.

Век: 14

Уточняющая датировка: 14 в. 1389 г.

Вкладчик: Вкладчица воздуха - дочь тверского князя Александра Михайловича и третья жена великого князя Симеона Гордого. Рано овдовев, княгиня умерла в 1399 г. в старости "в черницах" с именем Фетинии и была похоронена в Кремле в Спасском монастыре, главный храм которого был расписан и украшен по повелению первой жены Симеона. Сюда, возможно, подарила и Мария свою пелену с изображением Спаса. В надписи упомянуто ее мирское имя, из чего можно заключить, что воздух был вышит еще до пострижения княгини и выполнялся в великокняжеских светлицах.

Материал: Тафта, камка, атлас, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити.

Размер: 123 х 220

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Мастерская: Великой княгини Марии Александровны, XIV в.

Описание

На среднике по тафте золотисто-песочного цвета разноцветными шелками "в раскол" вышит "Спас на убрусе" с предстоящими ему в молитвенных позах: слева - Богоматерью, архангелом Михаилом, митрополитами Петром и Алексеем; справа - Иоанном Предтечей, архангелом Гавриилом, митрополитами Максимом и Феогностом. Внизу восемь поясных прямоличных фигур - князья Глеб и Борис, Алексей - человек Божий, Никола, Григорий Богослов, мученик Никита, Дмитрий Солунский и князь Владимир. На каймах по голубой итальянской камке вышиты поясные ангелы и архангелы с мерилами и зерцалами в руках; по углам в кругах - пишущие евангелисты. Нимбы пряденого золота. Контуры фигур и складки одежд описаны серебряной нитью. Орнамент, окаймляющий средник и края воздуха, шит золотом по темно-фиолетовому атласу. Именующие надписи над фигурами и литургическая надпись на верхней и нижней каймах шиты телесным шелком, сливающимся с фоном. Вышивальщицы с большим мастерством сумели передать и тонкий выразительный лик Спаса, и изящные легкие фигуры предстоящих ему, и живописные позы евангелистов. Ритмичное, строгое построение композиции, ее замкнутость подчеркивают темно-фиолетовые полосы с тонким золотым узором и определенные чередования цвета одежд ангелов по кайме. Цветовое решение кайм более насыщенное, чем средника. Здесь киноварь в сочетании с васильково-синим сменяется желтым и фиолетово-коричневым; тогда как на центральном изображении много белого и палевого. Этим также достигается определенная художественная выразительность. Мажорное цветовое звучание произведения подчеркивает его эпическое, торжественное содержание.

Иконография:

Строгий лик Спаса напоминает воинские знамена, на которых он в это время изображался.

Дополнительная информация:

  • "Художественные сокровища России", т. II, № 6.Спб., 1902, с. 113, 125, табл. 56;
  • D. Ainalov. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfurstentums Moskau, Berlin und Leipzig, 1933, S. 119, Taf. 67c;
  • История русского искусства, т. III, М., 1955, с. 194-196, рис. с. 198, 199;
  • А. Н. Свирин. Древнерусское шитье М., 1963, с. 41-42;
  • Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970, с. 491.

Сохранность и реставрация

Шитье во многих местах утрачено. Под выпавшими нитями виден рисунок художника, нанесенный серой и розовой краской. По всему воздуху чинки и заплаты.

Фрагменты

Библиография