Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Антоний Печерский

Тип: Покров

Происхождение: Представленный шитый покров является единственным сохранившимся до наших дней покровом на гробницу Антония Печерского. Он вышивался для Киево-Печерского монастыря, но в 1586 году был вложен в Кирилло-Белозерскую обитель. Поступил в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. Начало

Вкладчик: Во вкладных книгах монастыря упоминается вкладчик — московский приказной дьяк Лев Вокшарин.

Материал: Атлас, шелковые и золотные нити.

Размер: 192 х 76

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Описание

Святой Антоний, по традиции, изображен в монашеском облачении и белом куколе, благословляющим правой рукой, с развернутым свитком в левой руке. Шитье разноцветными шелками и золотными нитями "в прикреп" по темно-коричневому, изменившему свой цвет атласу. Лик шит шелком "в раскол" с обозначением черт лица черным шелком.

На обороте - надпись 1913 г., сделанная в Кирилло-Белозерском монастыре на бумаге печатными буквами: "Лицевой покров Пр. Антония Печерскаго. Отъ кого и когда поступилъ в здешний монастырь этот покров, неизвестно, но оный уже находился здесь в 1601 году".

Покров необычен своим довольно редким в шитье приемом построения шитого изображения: строгие черты лика святого, складки одежд и контуры обрисованы черным шелком графической линией, подобно иконописной прориси или гравюре. При этом лик преподобного Антония выполнен шелком серого тона «в раскол» не по форме, а стежками, расположенными в одном направлении. Одежды исполнены «косым швом на проем», то есть сквозь ткань, стежками, расположенными рядками вкось, что создает впечатление диагональной ткани. Произведение отличается лаконичностью и в то же время насыщенностью цветовой гаммы. Профессионально выполненный рисунок и тщательное шитье свидетельствуют о том, что он был создан в хорошо организованной столичной мастерской.

Дополнительная информация:

  • Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. Вып. 1. Белозерский край. Спб., 1914, с. 48-49, ил. 2;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1-49. М., 1971, с. 70-71, № 61, с. 140, табл. 140, с. 190, 191, табл. 80;
  • Проблемы истории СССР. М., 1974, вып. 4, с. 69;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 6, 9-10, кат. 7, ил. с. 19.

 

Сохранность и реставрация

Из описи известно, что покров имел белые поля с шитыми золотными нитями надписями — кондаком и тропарем преподобному, однако они были утрачены до поступления в музей. Фон сохранился фрагментарно, подложен при реставрации темно-коричневым крепдешином, близким по цвету к первоначальному фону. Подкладка новая — фиолетовый шелк.

 

Фрагменты

Библиография