Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Кирилл Белозерский

Тип: Покров

Происхождение: Поступил в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1514 г.

Вкладчик: Моля Бога о рождении наследника, Василий III и его жена Соломония Сабурова в 1514 году даровали этот покров Кирилло-Белозерскому монастырю.

Материал: Шелковая ткань, холст, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 198,5 х 84

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Великой княгини Соломонии Юрьевны, XVI в.

Описание

Преподобный Кирилл Белозерский изображен фронтально, в рост; в левой руке держит свернутый свиток, правой - благословляет. Шитье преимущественно разноцветными шелками "в раскол", а также золотом и серебром "в прикреп". Лик преподобного и руки шиты песочного цвета шелком "в раскол" по форме, без теней. Первоначальный фон - темно-коричневая шелковая ткань, под которую подложен холст, проступивший во многих местах. Фон сохранился только под шитьем. Подкладка новая - коричневый репс.

Иконография:

В произведении ясно заметны особенности искусства начала XVI века - дионисиевского времени: преобладают коричневые и песочные тона, мягкие, плавные линии. Т. В. Николаева предпологает, что в светлицы великой княгини Соломонии Сабуровой приглашлись иконописцы из артели Дионисия.

Дополнительная информация:

  • Культура Древней Руси. Посвящается 40-летию научной деятельности Н. Н. Воронина. М., 1966, с. 28;
  • Археология СССР. Свод археологических источников. Е 1-49. М., 1971, с. 71, № 63, с. 143, табл. 43; с. 180-181, табл. 75;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 26;
  • Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М., 1977, с. 270-272, ил. с. 272;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 26, 30- 31, кат. 24, ил. с. 55.

 

Сохранность и реставрация

Изображение при реставрации переложено на новый фон, похожий на первоначальный. На полях была литургическая надпись, которая не сохранилась.

Фрагменты

Библиография