Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Пафнутий Боровский

Тип: Покров

Происхождение: Происходит из Пафнутьево-Боровского монастыря. Поступил в 1913 г. из собрания Н. М. Соллогуб.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. Начало

Материал: Шелковая ткань, холст, шелковые и серебряные нити.

Размер: 168 х 69

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Великой княгини Соломонии Юрьевны, XVI в.

Описание

Преподобный Пафнутий Боровский изображен фронтально, в рост; в левой руке держит свернутый свиток, правой - благословляет. Шитье разноцветными шелками "в раскол" и серебром "в прикреп". Лик и руки исполнены телесного цвета шелком "в раскол" по форме с притенениями.

Иконография

Композиция традиционна для надгробных покровов. Характерная деталь иконографии святого — борода. Согласно указаниям подлинников, борода Пафнутия Боровского «разсохата», разделена на семь «космочек». При общей монументальности образа сохраняется утонченность и формы, и рисунка. Изящно очерчены руки, подробно, по форме или орнаментальной схеме выстроен лик, тонко «прописаны» черты личного. Плохая сохранность шелковой нити открывает «изнанку» шитья, механизм перетекания ритма стежка в рисунок, линию и объем целого произведения. По художественным и техническим особенностям памятник аналогичен покрову «Кирилл Белозерский» 1514 года.
 

Дополнительная информация:

  • Отчет Русского музея имп. Александра III за 1913 год. Спб., 1915, с. 17;
  • Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XVI - начала XVIII века. М., 1963, т. 2, с. 172 (примеч.);
  • Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М., 1977, с. 269-273, ил. с. 270, 271;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 26, 30, кат. 23, ил. с. 54.

 

Сохранность и реставрация

Первоначальный фон сохранился под шитьем и около контуров изображения. Шитье переложено на новый фон, по фактуре и цвету близкий к первоначальному. Подкладка новая - темно-коричневый репс. В местах утрат шитья и фона проступил холст. По кайме шла литургическая надпись, под поземом находилась вкладная надпись. В настоящее время обе надписи не сохранились.

Фрагменты

Библиография