Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Сергий Радонежский с житием

Тип: Покров

Происхождение: Поступил в 1920 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. 1671 г.

Вкладчик: Дан вкладом 11 июля 1671 г. вдовой Дмитрия Андреевича Строганова Анной Ивановной и их детьми Григорием и Пелагеей. в Троице-Сергиев монастырь. Время создания покрова устанавливается на основе записи во Вкладной книге 1673 г. (л. 769): "179 (1671) году июля в 11 день Дмитрея Андреевича Строганова жена вдова Анна и сын ево Григорий и дочь Палагея Строгановых дали вкладом в дом Живоначальныя Троицы покров на чюдотворца Сергия, шит золотом и серебром, у чюдотворца Сергия пять каменей яхонтов в гнездах, а около каменей искорки яхонтовые и изумрудные, около венца и по ризам и около гнезд низано жемчюгом крупным, а образ святые Троицы и по полям житие чюдотворца Сергия и подпись низано жемчюгом мелким, покров подложен атласом таусинным". В. Т. Георгиевский предполагал, основываясь на летописном свидетельстве пелены к образу царевича Дмитрия, что в создании покрова могла принимать участие сама Анна Ивановна и инокиня Марфа Веселка.

Материал: Золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни.

Размер: 183 х 67

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Анны Ивановны Строгановой, XVII в.

Описание

Преподобный Сергий изображен в рост, в монашеских одеждах; правая его рука согнута перед грудью в молитвенном жесте, в левой - свернутый свиток. В центре верхней стороны каймы вышита композиция "Троица Ветхозаветная". В 19 клеймах исполнено житие прп. Сергия Радонежского (слева направо): 1. Рождество св. Сергия; 2. Крещение св. Сергия; 3. О видении старца св. Сергию; 4. О благословении Сергия и родителей его; 5. О пострижении св. Сергия; 6. О прогнании бесов; 7. О начале игуменства; 8. О изведении источника молитвами св. Сергия; 9. О воскрешении отрока молитвами св. Сергия; 10. Св. Сергий отдает живого отрока отцу его; 11. Св. Сергий беседует с земледельцем; 12. Св. Сергий принимает благословение от патриарха; 13. О посещении Богородицы Матери ко св. Сергию; 14. Св. Сергий дает епископу прозрение; 15. О причащении св. отца Сергия; 16. Погребение св. отца Сергия; 17. Обретение св. Сергия; 18. Св. Сергий является архимандриту Иосафу; 19. Св. Сергий является с Никоном и Семеном Антоновым Захарию Бороздину. Личное шито плотно крученым шелком телесного цвета "атласным" швом "по форме", со схематичными тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон - пряденым золотом и серебром "в прикреп" и сканью. Цветные шелковые прикрепы образуют как обычные, так и усложненные геометрические орнаменты. Контуры и надписи низаны жемчугом. В нимбе преподобного - пять крупных запон с жемчугом и драгоценными камнями. Фон сплошь зашит пряденым серебром. Подкладка - фиолетовый (таусинный) атлас.

Иконография:

Изображение средника окружено житийными клеймами. Лик Сергия трактован графично, техника шитья его виртуозна и совершенна. Для строгановских мастерских, как и для всего шитья XVII в., характерна любовь к золотым и серебряным нитям, стремление создать в шитом произведении подобие иконы в драгоценном золоченом окладе. Шелковая прикрепа подбирается в цвет золота и серебра, сложные узоры шитья "в прикреп" выполняются плотно, производя впечатление кованого металла.

Дополнительная информация:

  • Светильник, 1914. № 11-12. С. 23-24, табл. II;
  • Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 113, 121;
  • Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 27, рис. 11, с. 92;
  • Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 42, рис. перед с. 39;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 136-137, табл. 167;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М, 1963, С. 120;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 170-171, № 88;
  • Ильин М. А. Загорск. Л., 1971. С. 119, рис. 83.

Сохранность и реставрация

Реставрирован в ВХНРЦ им. ИЗ. Грабаря: 1946 и 1949 гг. А. Д. Меркуловой, в 1952 г. М.П. Рябовой и Т.А. Даниловой; в СПМЗ в 2009-2010 гг. Н.А. Шелонниковой.

Фрагменты

Библиография