Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преподобный Сергий Радонежский

Тип: Покров

Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры. Поступил в 1920 г. в составе собрания Троице-Сергиева монастыря. Происхождение и точное время появления в монастыре не установлено.

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 в. 1422-1424 гг.

Вкладчик: Вполне вероятно, что вкладчиком этого покрова был князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, крестник преподобного Сергия, давший основные средства на строительство Троицкого собора и присутствовавший при канонизации святого.

Материал: Атлас, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 196 х 84

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Описание

Лик Сергия шит телесным шелком крупными швами "в раскол" по направлению мускулов с оттенением серым и коричневым шелками разных тонов. Абрис лица, нос, губы и руки описаны стежками красного шелка. Им же зашиты ушные раковины. В волосах и бороде серые, коричневые и красные нити, нимб пряденого золота, в одеждах шелковое шитье "в прикреп". Кайма светло-зеленого шелка, поздняя.

Иконография:

Большая голова Сергия несколько асимметрична, как будто чуть повернута влево, тогда как лицо изображено в фас. Волосы, образующие на лбу острый угол, предполагающий пробор, разделены на пряди, идущие поперек головы. Лицо несколько скуластое, с большим лбом и впалыми щеками. Под густыми, почти прямыми бровями близко посаженные косящие глаза. Умный, проницательный взгляд этих необычных глаз производит неизгладимое впечатление. Несомненная индивидуальность трактовки лица заставляет предполагать непосредственное восприятие художника, определенную портретность образа. По-видимому, лицо Сергия имело столь характерные, неповторимые черты, что хорошо запомнилось видевшими его. Можно предположить, что его видела и вышивальщица, которая с редким искусством передала его своеобразие. Применяя обычный для русского шитья шов "в раскол", мастерица, крупными стежками, как скульптор, лепила форму, располагая их по направлению мускулов, вводя в затененных местах более темные нити - прием, получивший позднее, в XVI в. большое распространение в русском шитье. Вышивальщица дала здесь и своеобразные "оживки": на лбу и на щеках она положила стежки красных нитей, красным шелком описала линии носа и губ, заполнила им ушные раковины. Столь же живописно, шелками разных оттенков - телесным, серым, коричневым - вышиты борода и волосы святого. Несмотря на редкие для этого времени приемы шелкового шитья, покров следует отнести к первой четверти XV в., когда еще были живы воспоминания о Сергии. В этом убеждает нас и само понимание образа, акцентирование внимания на внутренней сущности человека, характерные для эпохи Андрея Рублева, Феофана Грека и их "содругов". Следует остановиться на таком приеме, как красная опись носа Сергия, вызывающем в памяти лики из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля. Более того, своеобразная трактовка головы и лица Сергия очень близка к изображению Авраама на фреске 1408 г. Владимирского Успенского собора "Лоно Авраамово", считающейся работой Даниила Черного. Исследователи обращали внимание на склонность Даниила к "выразительности буквально портретных характеристик изображаемых лиц". В 1424-1427 гг. - в годы, к которым мы относим создание покрова, Андрей Рублев и Даниил Черный "со товарищи" по приглашению Никона Радонежского писали фрески и иконы Троицкого собора. Все это заставляет высказать предположение, не был ли Даниил, старший по возрасту мастер в артели работавших в монастыре художников, знаменщиком первого покрова на раку Сергия.

Дополнительная информация:

  • Щербаков Н. А., Свирин А. Н.К вопросу о творчестве Андрея Рублева.Сергиев, 1928, с. 15-16, рис. II;
  • Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfurstentums Moskau, Berlin und Leipzig, 1933, Taf. 72a, b;
  • История русского искусства т. III, М., 1955, с. 196-198, рис. с. 202;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье М., 1963, с. 42-45;
  • Alpatov М. W. Tesori dell' Arte Russa. Milano, 1966, p. 87;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памяти. М., 1968, с. 118-119, табл. 133-135;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., б/г., табл. 53, 54.

Сохранность и реставрация

Изображение вырезано с первоначального фона (коричневой камки) и переложено на голубую шелковую ткань XVIII в.; правый нижний угол фигуры утрачен.

Реставрирован в ВХНРЦ им. ИЗ. Грабаря в 1924 г., в 1973-1974 гг. А.Н. Беляковой, М.П. Рябовой и Т.А. Горошко.

Фрагменты

Библиография