Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Тип: Покров

Происхождение: Поступил в 1920 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Числится во всех описях имущества монастыря, начиная с 1641 г., в ризнице.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1587 г.

Вкладчик: Возложен на раку преподобного Сергия Радонежского боярином и конюшим Борисом Федоровичем Годуновым и его женой Марией Григорьевной 4 июня 1587 г.

Материал: Камка, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 199 х 55

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Царицы Марии Григорьевны, XVI-XVII вв.

Описание

На фоне Иерусалимской стены - Голгофский крест, над ним два летящих ангела и выше, в полукруге, - Троица; под Голгофой - Явление Богоматери преподобному Сергию. Фон покрова - коричневая камка. Лики шиты атласным швом шелком телесного цвета с притенениями темно-серым шелком; все остальное - пряденым и сканым золотом и серебром "в прикреп" разноцветными шелками: малиновым, зеленым, голубым, красно-коричневым, желтым; швы: "клопец", "косой ряд", "черенок", "ягодка", "городок" клетчатый, "перышки", "ягодка" двойная, "городок" двойной клетчатый; контуры креста и нимба Богоматери низаны мелким жемчугом. Позем зашит зеленым крученым шелком атласным швом; внизу под ним выполнена историческая летопись серебром, "косым рядком". По краю покров обшит золотным галуном; подкладка - синяя тафта.

Иконография:

Совмещение этих сюжетов в произведениях шитья, предназначенных для Троице-Сергиева монастыря, стало традиционным уже с первой четверти XVI в. Знаменил покров искусный иконописец, о чем говорит хороший рисунок фигур Богоматери и Сергия. В шитье композиции использованы разнообразные технические приемы. Общий цветовой строй покрова сдержанный, приглушенный, как на многих произведениях иконописи этого времени. Его скромная коричневая гамма, оживленная местами яркими шелками, отвечала назначению вещи.

Дополнительная информация:

  • Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 31, № 80;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 132;

Сохранность и реставрация

Реставрирован в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в 1941 г., в СПМЗ в 2012-2013 гг. Н.Н. Шелонниковой.

 

Фрагменты

Библиография