Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Воплощение

Тип: Покровец

Происхождение:

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. Вторая половина

Материал: Тафта, холст, шелковая узорчатая ткань; шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 53 х 53

Страна: Россия

Место хранения: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Описание

По фону из голубой шелковой ткани шито изображение Богоматери Воплощение в иконографическом изводе "Ширшая небес". Одежды Матери Божией и Младенца вышиты золотом, а сияние вокруг шелками различных цветов: темно-синим, синим, голубым; зеленым, желтым; темно-красным, красным, розовым (?). Внешний круг мандорлы поддерживают четыре ангела в шитых цветными шелками одеждах. Их крылья вышиты темным шелком. Мандорла состоит из двух ромбов. Возможно, они символизируют соединение небесного (синий ромб) и земного (зеленый).

Иконография

Традиция изображения Богоматери Воплощение в ромбовидной мандорле известна на Руси со второй половины XIV в.

Стилистическое совершенство, отточенность технических приемов свидетельствуют о большой художественной традиции, о создании этого памятника в одном из основных культурных центров Руси конца XV — начала XVI вв., таких как Москва или Великий Новгород. В пользу последнего свидетельствует его стилистическая близость покровцу «Се Агнец» из Русского музея, который Л.Д. Лихачева определяет как новгородский памятник. Для новгородского шитья середины — второй половины XV в. характерен и колорит восьмиконечной звезды Богородицы, построенный на сочетании холодных и теплых оттенков цветного шелка. Аналогичны также технические приемы шитья и выделение глаз коричневыми тенями.

Сохранность и реставрация

Реставрирован Михайловой И.В. в 2017 г.

Покровец был очищен от пятен и загрязнений, промыт с устранением деформации при высушивании. Фон фрагментарно сдублирован на тонированный газ с применением акрилового сополимера и укреплен иглой в местах сечений и прорывов швом «реставрационная сетка». Ткань с шитьем и подкладка дублированы с по­следующим укреплением иглой в местах сече­ний и прорывов.

Фрагменты

Библиография