Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Воплощение

Тип: Покровец

Происхождение: Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1593 г.

Вкладчик: Вклад царя Федора Ивановича и царицы Ирины Федоровны

Материал: Камка, атлас, шелковые, пряденые серебряные и золотные нити, жемчуг, рубины, изумруды, бирюза, золото.

Размер: 53 х 52

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век

Описание

В среднике по малиновой камке в круге вышита поясная Богоматерь Воплощение с поясным Младенцем. В одной руке у Младенца свиток, другая сложена молитвенно. По углам средника профильные херувимы. Между их крыльев сдвоенными строками расположена шитая вязью золотом в три нити вкладная надпись. Личное шито плотно "атласным швом" по форме тонким некрученым песочного цвета шелком с небольшими оттенениями тем же шелком. Черты ликов, контуры ликов и рук обведены коричневой нитью. Одежды, нимбы, крылья, широкий ореол вокруг Богоматери шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы - "ягодка", "двойная ягодка", "черенок", "перышки"). Контуры и детали рисунка обнизаны средним и мелким жемчугом. В нимбе Богоматери среди городчатого жемчужного узора - одиннадцать драгоценных камней в золотых оправах; у Младенца среди жемчужного перекрестья - четыре камня в оправах (всего - семь рубинов, шесть изумрудов и две бирюзы). На каймах, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью с золотной "веревочкой", по светло-зеленому атласу вязью жемчугом с золотной "веревочкой" вышит текст евхаристического канона. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух каймах направлены внутрь сударя, на двух других - наружу. В надписи имеются ошибки, явно допущенные вышивальщицами. Подкладка из алого атласа. На подкладке - две петли из галуна.

Иконография:

Сударь имеет иконографию, утвердившуюся в конце XVI в. в мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова.

Дополнительная информация:

  • РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 347, 527, 533, 718;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12239;
  • Материалы и исслед. / Гос. музеи Моск. Кремля. М, 1976. 2. С. 49.

 

Сохранность и реставрация

Небольшие утраты жемчуга. Ткани выцвели, подкладка сечется, следы воска.

Фрагменты

Библиография