Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Покровец
Происхождение: Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.
Век: 16
Уточняющая датировка: 16 в. 1593 г.
Вкладчик: Вклад царя Федора Ивановича и царицы Ирины Федоровны
Материал: Камка, атлас, шелковые, пряденые серебряные и золотные нити, жемчуг, рубины, изумруды, бирюза, золото.
Размер: 53 х 52
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век
В среднике по малиновой камке в круге вышита поясная Богоматерь Воплощение с поясным Младенцем. В одной руке у Младенца свиток, другая сложена молитвенно. По углам средника профильные херувимы. Между их крыльев сдвоенными строками расположена шитая вязью золотом в три нити вкладная надпись. Личное шито плотно "атласным швом" по форме тонким некрученым песочного цвета шелком с небольшими оттенениями тем же шелком. Черты ликов, контуры ликов и рук обведены коричневой нитью. Одежды, нимбы, крылья, широкий ореол вокруг Богоматери шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы - "ягодка", "двойная ягодка", "черенок", "перышки"). Контуры и детали рисунка обнизаны средним и мелким жемчугом. В нимбе Богоматери среди городчатого жемчужного узора - одиннадцать драгоценных камней в золотых оправах; у Младенца среди жемчужного перекрестья - четыре камня в оправах (всего - семь рубинов, шесть изумрудов и две бирюзы). На каймах, обрамленных с двух сторон жемчужной обнизью с золотной "веревочкой", по светло-зеленому атласу вязью жемчугом с золотной "веревочкой" вышит текст евхаристического канона. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух каймах направлены внутрь сударя, на двух других - наружу. В надписи имеются ошибки, явно допущенные вышивальщицами. Подкладка из алого атласа. На подкладке - две петли из галуна.
Сударь имеет иконографию, утвердившуюся в конце XVI в. в мастерских царицы Ирины Федоровны и Дмитрия Ивановича Годунова.
Дополнительная информация:
Небольшие утраты жемчуга. Ткани выцвели, подкладка сечется, следы воска.