Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Воплощение

Тип: Покровец

Происхождение: Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 в. 1598 г.

Вкладчик: Вклад инокини Александры (царицы Ирины Федоровны) в Архангельский собор Московского Кремля

Материал: Камка, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, рубины, сапфиры, изумруды, золото.

Размер: 52 x 54,5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век

Описание

В среднике по малиновой камке вышито заключенное в ореол поясное изображение Богоматери Воплощение. Младенец поясной, пальцы его правой руки молитвенно сложены на груди, в левой - свиток. По углам средника наверху - два профильных херувима и внизу - два серафима. Между их крыльев - шитая золотом в три нити вкладная надпись вязью с небольшим количеством лигатур. Личное шито "атласным" швом некрученым шелком песочного цвета с притенениями серым шелком по абрису, вокруг глаз и к вискам. Темно-коричневой нитью с небольшим рельефом прошиты черты ликов и контуры, светло-коричневой - волосы Младенца и свиток в его руке. Голубой нитью шит повой Богоматери, голубой и зеленой - подкрылья у херувимов и серафимов. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными прикрепами с ярко-голубой на нижней и коричневой на верхней: одеждах Богоматери (швы - "рядки", "ягодка; двойная", "денежка", "черенок", "перышки"). Контуры и детали рисунка обнизаны жемчугом. Среди густого жемчужного шитья на нимбах в золотых оправах - сапфир, четыре рубина и четыре изумруда ( у Богоматери и четыре у Младенца). Каймы голубой камки с двух сторон обрамлены жемчужной обнизью с золотой "веревочкой". На ней жемчугом с "веревочкой" вязью шит текст евхаристического канона. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух каймах буквы направлены внутрь произведения, на двух других - наружу. Подкладка из зеленой камки с крупным растительным узором. На подкладке - надпись черными чернилами: ВСЕГО ЖЕМЧУГА НА СЕМЪ ПОКРОВЪ СОЧТЕНО 2.878//10020 ЗЕРЕНЪ 1857 25/IX. Наверху пришито три матерчатых петли.

Иконография:

Иконография традиционна для мастерской царицы Ирины Федоровны.

Дополнительная информация:

  • Опись Архангельского собора Московского Кремля 1730 года. - РГАДА, ф- 188, оп. 1, д. 129, л. 43 об.-45;
  • Опись церковного имущества Архангельского собора, составленная в 1771, 1772 и 1773 годах. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 161, л. 95;
  • Главная опись церковных и ризничных вещей Московского кафедрального Архангельского собора 1857 г. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 174, л. 74 об.-76 об.;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12236;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 309;
  • Материалы и исслед. / Гос. музеи Моск. Кремля. М, 1976. 2. С. 49-50;
  • Архангельский собор Московского Кремля. М, 2002. С. 341, ил. 7.

 

Сохранность и реставрация

Камка выцвела, потерта, сечется. Незначительные утраты жемчуга. Подкладка выцвела, на ней следы воска.

Фрагменты

Библиография