Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие с избранными святыми

Тип: Покровец

Происхождение: Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1670-1680-е гг.

Материал: Тафта, шелк, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити.

Размер: 54 х 55

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Строгановых, XVII в.

Описание

На среднике в круге вышито изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Под крестом - череп Адама. Позади фигур -стена Иерусалима. Круг с Распятием заключен в четырехугольную рамку. На широких каймах в восьми киотчатых клеймах вышиты поясные прямоличные фигуры святителей с книгами в руках, по два на каждой стороне, головами к центру, с надписями золотной нитью. Вверху - Василий Великий и Григорий Богослов; слева - Иоанн Златоуст и Григорий Нисский (?); внизу - Николай Мирликийский и митрополит Петр, справа - митрополит Алексий и митрополит Иона. В углах кайм изображены херувимы и серафимы. Личное шито плотно тонким крученым светлосерым шелком "атласным" швом со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, руки и контуры тела Христа очерчены черным шелком. Бороды и волосы - светло- и темно-коричневые. Одежды, нимбы, книги, круг и все фоны зашиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкими цветными прикрепами, создающими различные узоры ("черенок","рядки", "городок", "ягодка", "разводная клетка"). Все контуры фигур, отдельные детали, круг, киоты, рамки, обрамляющие средник, и каймы очерчены рельефными полосами, шитыми серебряной нитью "по веревочке". Голгофа шита сканым золотом с черным шелком. Фон (красная тафта) сплошь зашит серебром и виден только по кромке и в утратах шитья. По краям пришита серебряная бахрома. Подкладка из голубого шелка с узором тройного ромба. На подкладке черными чернилами написана цифра 14.

Иконография:

На сударе представлен краткий иконографический вариант Распятия. То, что он служил покровцом на священные сосуды, подтверждает расположение святых на каймах, направленных в разные стороны. Изображение Распятия на покровцах вместо обычных Агнца на дискосе или Богоматери Знамения является редким, хотя в мастерской Строгановых оно встречается.

Дополнительная информация:

  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12244;
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С. 212;
  • Русское художественное шитье XIV - начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская, м, 1989. С. 78, ил. с. 58;
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М, 2002. С. 351, кат. № 156.

 

Сохранность и реставрация

Имеются утраты шитья, на подкладке - прорывы, капли воска.

Библиография