Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Покровец
Происхождение: Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. 1670-1680-е гг.
Материал: Тафта, шелк, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити.
Размер: 54 х 55
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Строгановых, XVII в.
На среднике в круге вышито изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Под крестом - череп Адама. Позади фигур -стена Иерусалима. Круг с Распятием заключен в четырехугольную рамку. На широких каймах в восьми киотчатых клеймах вышиты поясные прямоличные фигуры святителей с книгами в руках, по два на каждой стороне, головами к центру, с надписями золотной нитью. Вверху - Василий Великий и Григорий Богослов; слева - Иоанн Златоуст и Григорий Нисский (?); внизу - Николай Мирликийский и митрополит Петр, справа - митрополит Алексий и митрополит Иона. В углах кайм изображены херувимы и серафимы. Личное шито плотно тонким крученым светлосерым шелком "атласным" швом со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, руки и контуры тела Христа очерчены черным шелком. Бороды и волосы - светло- и темно-коричневые. Одежды, нимбы, книги, круг и все фоны зашиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкими цветными прикрепами, создающими различные узоры ("черенок","рядки", "городок", "ягодка", "разводная клетка"). Все контуры фигур, отдельные детали, круг, киоты, рамки, обрамляющие средник, и каймы очерчены рельефными полосами, шитыми серебряной нитью "по веревочке". Голгофа шита сканым золотом с черным шелком. Фон (красная тафта) сплошь зашит серебром и виден только по кромке и в утратах шитья. По краям пришита серебряная бахрома. Подкладка из голубого шелка с узором тройного ромба. На подкладке черными чернилами написана цифра 14.
На сударе представлен краткий иконографический вариант Распятия. То, что он служил покровцом на священные сосуды, подтверждает расположение святых на каймах, направленных в разные стороны. Изображение Распятия на покровцах вместо обычных Агнца на дискосе или Богоматери Знамения является редким, хотя в мастерской Строгановых оно встречается.
Дополнительная информация:
Имеются утраты шитья, на подкладке - прорывы, капли воска.