Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Распятие с избранными святыми

Тип: Покровец

Происхождение: Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1670-1680-е гг.

Материал: Тафта, шелк, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити.

Размер: 52 х 52

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Строгановых, XVII в.

Описание

На среднике в круге вышито Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Внизу изображения частично срезаны кругом. Круг с Распятием заключен в четырехугольную рамку. На широких каймах в восьми киотчатых, срезанных по верху обрамлениях вышиты прямоличные поколенные святители с Евангелиями в руках, головами к центру. Судя по иконографии, вверху - Григорий Богослов и Василий Великий; слева - Иоанн Златоуст и Николай Мирликийский; внизу - митрополиты Петр и Алексий; справа - митрополиты Иона и Филипп. В углах кайм изображены прямоличные херувимы и серафимы. Личное шито плотно светло-серым тонким крученым шелком "атласным" швом по форме с оттенениями у бровей и по абрису. Черным шелком отмечены черты ликов, контуры рук и контуры тела Христа. Волосы и бороды шиты светло- и темно-коричневым шелком. Одежды, нимбы, книги, круг и все фоны зашиты серебряными и золотными прядеными нитями с цветными прикрепами, создающими различные узоры ("черенок", "рядки", "городок", "клетчатый городок", "ягодка", "разводная клетка"). Все контуры фигур, отдельные детали, круг, киоты, рамки, ограничивающие средник и каймы, очерчены рельефными полосами, шитыми "по веревочке" серебряной нитью. На Голгофе под черепом - сканое серебро с черным шелком. Фон (красная тафта) сплошь зашит серебром и виден только по кромке и по местам утрат шитья. Подкладка из голубого шелка с рисунком тройных ромбов.

Иконография:

На сударе представлен краткий иконографический вариант Распятия. Изображение Распятия на покровцах вместо обычных Агнца на дискосе или Богоматери Знамения является редким, хотя в мастерской Строгановых оно встречается.

Дополнительная информация:

  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12243;
  • Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 62;
  • Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С. 212;
  • Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М, 2002. С. 350-351, кат. № 155.

 

Сохранность и реставрация

Имеются утраты шитья, особенно в бородах святых. Утрачены надписи с именами святых на каймах, по-видимому шитые, как и на среднике, красным шелком. Подкладка сечется.

Фрагменты

Библиография