Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Се Агнец

Тип: Покровец

Происхождение: Поступил из Троице-Сергиевой Лавры в 1920 г.

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. 1490-е гг.

Вкладчик: Вклад великой княгини Софии Фоминичны в Троице-Сергиев монастырь.

Материал: Атлас, бархат, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити.

Размер: 48,5 х 48,5

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Великой княгини Софии Фоминичны, 90-е годы XV века.

Описание

На среднике по красному атласу вышит дискос с лежащим на нем под звездицей младенцем Христом. Из углов средника к дискосу летят ангелы с рипидами. На широких каймах черного бархата серебром с красной обводкой шит тропарь Великого четверга. В углах кайм - направленные в разные стороны поясные фигуры символов евангелистов с книгами. Личное шито шелком телесного цвета "в раскол", черты ликов обозначены черным шелком, волосы - коричневым. Все остальное шито разноцветными шелками "в раскол" и прядеными серебряными и золотными нитями в деталях (швами "клопчик", "ягодка", "городок", "черенок"). Сверху все детали изображений, кроме личного, украшены разноцветными крапинками, шитыми шелковыми, серебряными и золотными нитями. Средник и каймы обшиты жгутиком из пряденого серебра. Подкладка - из голубой тафты.

Иконография:

Особенностью сударя, выполненном, несомненно, русскими мастерицами яркими шелками обычными для них швами, являются разноцветные крапинки, разбросанные по всему шитью (кроме личного). По предположению А. Н. Свирина, этот прием заимствован из итальянских шитых тканей XV в., возможно, привезенных Софией с приданым из Рима, где она жила несколько лет, однако претворенный совершенно по-своему. Этот прием повторен еще на нескольких произведениях, несомненно вышедших из той же мастерской. Изображенной на сударе композиции "Агнец Божий", статичной по своему характеру, неожиданный динамизм придают летящие к центру ангелы с рипидами и полуфигуры символов евангелистов в углах кайм, направленные от центра. Оригинально здесь решение дискоса с лежащим под звездицей младенцем, представленным так, как будто зритель на него смотрит сверху.

Дополнительная информация:

  • Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 123;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Ил. 29-31;
  • Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - первой половины XVI в. М., 1971. С. 66-67, № 52, табл. 38, 80;
  • ПКНО. 1976 г. М., 1977. С. 196-197.

 

Сохранность и реставрация

Утрачен древний фон кайм, надпись на них новая, символы евангелистов вырезаны по контурам и пришиты сверху. Потертость золотного шитья. Ткани секутся. Утрачена жемчужная обнизь.

Фрагменты

Библиография