Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Се Агнец, со святыми диаконами

Тип: Покровец

Происхождение: Из коллекции В. М. Момота

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1670 - 1680-е гг.

Материал: Тафта, холст, шелковая ткань, муар, золотное кружево, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 68 х 71

Страна: Россия

Место хранения: Частное собрание В.М. Момота

Мастерская: Строгановых, XVII в.

Описание

В среднике в дискосе в виде ложчатой чаши на ножке, стоящей на прямоугольном постаменте, лежит жертвенный Агнец в образе Младенца Христа с поднятыми руками, именословно благословляющий правой рукой. Чашу покрывает звездица. По сторонам изображены два ангела в диаконском служении - в стихарях и с рипидами. Взгляды Христа и ангелов направлены на предстоящего. Вверху средника вышиты три херувима: центральный - фронтально, боковые - в профиль. На кайме в киотчатых клеймах, поколенно анфас, лицом к внешнему краю вышиты святые диаконы по три на клейме. На нижней стороне - свв. диаконы Амон, Никанор, Димитрий; на правой - Викентий, Тимофей, Кирилл; на верхней - Авив, Стефан (архидиакон), Памфил (или Пармен ?); на левой - Евпл, Лука, Лаврентий. В углах помещены символы евангелистов: Марка - лев; Луки - телец; Иоанна - орел, Матфея - ангел. Личное шито крученым шелком телесного цвета по обычной "строгановской" схеме, но без обводки полуглазий. Волосы - темно-вишневым шелком. Тени - заметно шире, чем в предыдущих памятниках. Доличное шито пряденым золотом и серебром "в прикреп" . Однотонные шелковые прикрепы образуют как обычные, так и усложненные геометрические орнаменты. Контуры и складки одежд выделены серебром швом "по веревочке". Фон, малиновая тафта, сплошь зашит золотом (средник, прикрепы желтого шелка, шов "четырехчастная разводная клетка") и серебро (кайма, голубые прикрепы, шов "черенок"). Позем, как обычно, шит сканью. Имена на кайме выделены серебром и золотом швом "по веревочке". Нерельефно шиты только имена Христа и Матфея. Кайма надставлена, очевидно, в XVIII веке узкими полосами красного шелка с нашитым золото-серебряным кружевом. К тому же времени относится и муаровая подкладка.

Сохранность и реставрация

Каймы надставлены, очевидно, в XVIII в. узкими полосами красного шелка с нашитым золото-серебряным кружевом. К тому же времени относится и муаровая подкладка.

Фрагменты

Библиография