Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Деисус

Тип: Поручи

Происхождение: Поручи преподобного Варлаама Хутынского Поступили в музей из Хутынского монастыря после 1926 года.

Век: 12

Уточняющая датировка: 12 в.

Материал: Шелковая ткань, холст, золотные и шелковые нити.

Размер: 28 x 45; 27 x 45,5

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

На каждом поруче изображен трехфигурный Деисус в рост: в центре - Иисус Христос, слева - Богоматерь, справа - Иоанн Предтеча. Фигуры заключены в полукруглые арки, опирающиеся на колонны, украшенные орнаментом гирлянды трехлепестковых цветов. По верхнему и нижнему краю поручей располагаются орнаментальные полосы в виде гирлянды пятилепестковых цветов. Шитье прядеными золотными и шелковыми нитями "на проем". Фон - темно-синяя шелковая ткань, подкладка - холст.

Дополнительная информация:

  • Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. c. 340;
  • Макарий, ахим. Путеводитель по Новгороду, с указанием па его церковные древности и святыни. СПб., 1862. c.35;
  • Толстой М. Святыни и древности великого Новгорода. М.,1862. c. 192;
  • Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. c. 170-172;
  • Порфиридов Н. Г. Новгородский музей древнего и нового русского искусства. Краткий исторический очерк и обзор коллекций. Новгород, 1927. c. 17;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. c.129, табл. 130 б;
  • Орлов А. С. Библиография русских надписей. XI-XV вв. М.; Л., 1952. c. 31-32, № 23;
  • История русского искусства. М., 1954. Т. 2. c. 257;
  • Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. c.34, рис. 13 с. 35;
  • Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII в. М., 1962. Т. I. c. 466, 468, ил. 321;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963. c. 25, 27, ил. с. 25;
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. c. 8;
  • Никитина Ю. И., Павлюченков А. С., Пагольская Е. К. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Русское искусство XI- начала XX века. Советское искусство. Каталог. Л., 1963. c.17;
  • Восстановление памятников культуры. Проблемы реставрации. М., 1981. c. 214;
  • Русское искусство XI-XIII веков. М., 1986. c. 130;
  • Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь. Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Москва, 8-15 августа 1991 г. Автор вступительной статьи и составитель каталога Н. А. Маясова. М., 1991. c. 9, 22, кат. № 2, ил. 3 и 4;
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. М., 1995. Вып. X. c. 161, ил. с. 162.

 

Сохранность и реставрация

Шелковое шитье личного почти полностью утрачено. Жемчужная обнизь, вероятно, поздняя. Древний фон сохранился только под изображением, при реставрации шитье переложено на новый темно-синий фон.

Фрагменты

Библиография