Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Христос во гробе

Тип: Воздух

Происхождение: Происходит из костромского Анастасьина Богоявленского монастыря. Поступил из ЗХИКМ после 1939 года.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1598-1599 гг.

Вкладчик: Вклад Стефаниды Андреевны Годуновой в Костромской Богоявленский Анастасьин монастырь

Материал: Камка, шёлк, холст, шёлковые, пряденые золотные и серебряные нити, сканые нити.

Размер: 55 х 75

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Новый Иерусалим»

Мастерская: Стефаниды Андреевны Годуновой, 1590-1600 гг.

Описание

Насреднике из ярко-вишнёвой камки изображён лежащий на погребаль­ном камне Христос с вытянутыми вдоль тела руками. Перед камнем — плат, сложенный горкой, вверху два летящих ангела с ромбовидными рипидами и херувим. В рипидах изображения шестокрылов на голубом фоне.

Личное шито плотно, тонким серовато-коричневым кручёным шёл­ком атласным швом, частично «по форме» с тонкими оттенениями таким же шёлком. Тёмно-бордовые волосы исполнены более толстыми нитями. Контуры фигуры Христа, складки препоясанья, черты ликов, пряди волос обозначены тёмно-коричневыми тонкими линиями «шнурочком». Глаза и губы ангелов — оставленная незашитой камка фона.

Камень и плат исполнены золотными нитями, скаными с вишнёвым, зелёновато-жёлтым и серым шёлком. Нимб Спасителя шит волочёным зо­лотом. Остальное исполнено золотными и серебряными прядеными ни­тями с зелёными и голубыми густыми прикрепами. Швы — «городок клетчатый», «черенок», «двойная ягодка», «пёрышки». Подкрылья ангелов голубые и зелёные. Контуры камня, складки плата, фигуры ангелов, нимбы очерчены рельефными линиями, шитыми серебром «по верёвочке». Так же выполнены имеющиеся надписи. На нимбах ангелов — рельефный растительный орнамент.

По нижнему краю средника золотными нитями в две строки вышита вкладная надпись. На каймах из лазо­ревой камки, обрамлённых с двух сторон узкими золотыми полосками, пряденым серебром «по верёвочке» шит тропарь из Пасхальных часов. Текст начинается на левой стороне, продолжается вверху, переходит на нижнюю кайму и за­канчивается справа. Буквы на двух первых каймах направлены к центру, да двух других к краю произведения. Подкладка из шёлка брусничного цвета.

Иконография

Иконография воздуха традиционна для произведений, вышедших из ма­стерских царицы Ирины Фёдоровны и Дмитрия Ивановича Годунова. Ближайшая аналогия нашему воздуху — воздух, вложенный Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1600 году в Чудов монастырь Московского Кремля. Из того же комплекта, что и наш воздух, — сударь «Богоматерь «Воплощение» из коллекции ГММК и сударь «Агнец Божий» из собра­ния ГРМ (ДРТ-146).

Сохранность и реставрация

Отреставрирован в ГЦХРМ им. И.Э. Грабаря в 1974 году. Реставратор М.П. Рябова.

Фрагменты

Библиография