Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Праздники; ветхозаветные сюжеты; святые и исторические лица

Тип: Саккос

Происхождение: Принадлежал митрополиту Фотию. Поступил в 1920 г. из Патриаршей ризницы.

Век: 15

Уточняющая датировка: 15 в. 1414-1417 гг.

Материал: Атлас, тафта, шелковые, серебряные и золотные волоченые нити, жемчуг, серебро.

Размер: Дл - 135; ш. (в плечах, с рукавами) - 112; ш. (в подоле) - 123.

Страна: Византия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Описание

Изображения шиты по голубому атласу шелками и волочеными серебряными и золотными нитями "в прикреп" с греческими надписями. На передней стороне - два четырехконечных креста, обрамленных наугольниками. В верхнем кресте изображено "Распятие с предстоящими". Над ним - "Недреманное око". Между концами креста в кругах - поясные пророки Соломон, Давид, Осия, Софония и полнофигурные пророки Исайя и Иеремия. В наугольниках - разделенные на две части "Благовещение" и "Вход в Иерусалим". Между верхним и нижним крестом -"Гроб Господень". В нижнем кресте - "Сошествие во Ад". Между концами креста в кругах - поясные пророки Праведный Иов и Аввакум. По сторонам креста - прямоличные с большими крестами в руках император Константин Великий и мать его Елена. В двух верхних наугольниках - "Тайная вечеря" и "Омовение ног". В нижних - четыре прямоличные фигуры. Слева в царских одеяниях со скипетрами в руках и с нимбами Иоанн Палеолог и его супруга Анна с вертикальными надписями рядом: ("Иоанн во Христе Боге верный василевс Палеолог") и ("Анна благочестивейшая августа Палеологиня"). Справа - в короне, но без нимба, со скипетром в руке московский великий князь Василий Дмитриевич и, также в короне без нимба, его супруга София Витовтовна. Внизу под крестом - поясные фигуры трех литовских мучеников с надписью: ("Св. Иоанн. Св. Евстафий. Св. Антоний. Русские"). Все эти изображения обрамляет греческий текст Символа веры, вышитый волоченым золотом по голубому атласному фону. Над верхними его строками, по вороту в трехлопастных соединенных между собой арках, изображены поясные фигуры Богоматери в позе Оранты, двух обращенных к ней ангелов, прямоличных архангелов Михаила и Гавриила и двух серафимов. На боковых сторонах передней части саккоса в сдвоенных четырехлопастных арках изображены прямоличные фигуры святителей, также с колончатыми греческими надписями. Слева сверху вниз - Климент папа Римский и Петр Александрийский; Григорий Великий и Иоанн Златоуст; Игнатий Богоносец и Вавила епископ Антиохийский; Афанасий Великий и Кирилл Александрийский; ниже - Тарасий Константинопольский и под ним, рядом с Иоанном Палеологом, - митрополит Фотий с надписью - ("Святейший митрополит Киева и всея России Фотий"). Сбоку этих двух последних фигур изображено "Жертвоприношение Авраама". Справа на боковой стороне - Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский; Амфилохий Иконийский и Епифаний Кипрский; Григорий Декаполит и Григорий Нисский; Андрей Критский и Григорий Акрагантийский; ниже один - Григорий Двоеслов и под ним - Трифиллий Кипрский. Сбоку от этих двух фигур изображено "Видение лествицы Иаковом". На рукавах в круглых медальонах вышиты поясные прямоличные мученики. Слева - Димитрий Солунский. Федор Тирон и Мина; справа - Нестор, Евстафий и Лупп. На задней стороне саккоса - та же композиционная схема. В верхнем кресте вышито "Вознесение", над ним - "Ветхозаветная Троица" с Авраамом и Саррой. Между концами креста - "Бегство в Египет", "Падение идолов"; полнофигурные пророки Малахия и Михей и в кругах поясные пророки - Даниил и Гедеон. В наугольниках - "Рождество Христово", "Сретение", "Пробуждение апостолов в Гефсиманском саду" и "Поцелуй Иуды". Между верхним и нижним крестом - "Преображение". На нижнем кресте изображено "Успение Богоматери" с ангелом, посекающим руки Авфонию. Между концами креста в кругах - поясные св. Феофан и св. Иосиф, полнофигурные преподобные Косьма Маюмский и Иоанн Дамаскин. В верхних наугольниках - "Крещение" и "Воскрешение Лазаря", в нижних - разделенная на две части композиция "Сошествие Святого Духа на апостолов" с царем-Космосом посредине и сиянием, исходящим из-под нижнего креста. Так же, как на передней стороне, все перечисленные изображения обрамлены полосами с греческим текстом Символа веры. Над верхними его строками по вороту в трехлопастных, соединенных между собой арках изображены поясные фигуры: в центре - стоящий во гробе поникший Христос, по сторонам - обращенные к нему - Богоматерь и Иоанн Богослов, два прямоличные архангела и два серафима. На боковых сторонах задней части саккоса в сдвоенных четырехлопастных арках изображены прямоличные фигуры святителей, также с колончатыми греческими надписями. Слева сверху вниз - Дионисий и Ерофей; Климент Анкирский и Анфим Никомидийский; Аверкий и Игнатий; Елевферий и Амбросий; ниже - Поликарп Смирнский и под ним - Ананий Дамасский. Рядом с двумя последними фигурами изображено "Древо Иессеево". Справа на боковой части - Сильвестр и Иаков Алфеев; Василий и Митрофан; Никифор и Павел Исповедник; Мелетий Антиохийский и Иоанн Милостивый; ниже - Иоанн Постник и под ним - Власий. Рядом с двумя последними фигурами изображено "Видение Моисеем купины огненной". На рукавах в круглых медальонах - поясные мученики: слева - Прокопий, Феодор, Никита; справа - Фотий, Никита и Меркурий. Текст Символа веры начинается на лицевой стороне саккоса наверху в двух строках слева и двух строках справа, переходит на левый столбец и на подольную часть, продолжается на задней стороне саккоса также наверху в двух строках слева и в двух строках справа. Затем переходит не на левый столбец, как на лицевой стороне, а на правый; продолжается на левом столбце и заканчивается на подольной части задней стороны саккоса. Личное шито тонким телесным шелком, коричневым и серым шелком - волосы. Коричневым же шелком очерчены черты ликов, контуры и детали. Доличное, надписи и все остальное шито волочеными серебряными и золотными нитями "в прикреп" цветной нитью немногочисленным набором швов ("городок", "ягодка", "клопчик", "рядки"). Складки и другие детали местами шиты рельефно "по веревочке". Фоны в крестах и наугольниках сплошь зашиты золотной нитью. На рукавах среди кругов с мучениками волоченой золотной нитью вышит орнамент в виде розеток с отходящими от них ветками. Гирлянды цветочного узора идут по краям боковых разрезов до ветхозаветных сцен. Цветки вышиты и над арками со святыми. Все изображения, их обрамления и многие детали обнизаны жемчугом. На плечах жемчугом вынизано "Фотия митрополита". Жемчужный узор в виде гирлянды соединенных между собой трех рядов "капелек" с крестовидными завершениями идет по всему подолу саккоса. На боковых разрезах пришито 10 серебяных звонков и 9 серебряных пуговиц. Подкладка из зеленой тафты.

Дополнительная информация:

  • Снегирев И. М. Памятники московских древностей. М., 1842-1845. С. 175;
  • Савва, еп. Можайский. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы. М., 1863. С. 18: То же. 1883;
  • Вестник ОДРИ. 1874-1876. М., 1876. № 1 - 12. С. 46;
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Спб., 1889. Т. 1. С. 188-189;
  • Мир искусства. 1904. № 10. С. 204-205, 240-241;
  • ИРИ. М., 1955. Т. 3. С. 192;
  • Писарская Л. В. Памятники византийского искусства V-XV веков в Государственной Оружейной палате. Л.; М., 1964. С. 28-29. табл. LVI-LXI;
  • Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1966. С. 328, ил. 285-288;
  • Piltz E. Trois sakkoi byzantins.Analyse iconographique. Uppsala, 1976. S. 47-49, il. 22-29, 33-52;
  • ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 255-262;
  • Успенский собор Московского Кремля; Материалы и исследования. М., 1986. С. 194, ил. 60, 61.

 

Сохранность и реставрация

Шелковое и золотное шитье имеет утраты. Ткань выцвела. Жемчужная обнизь, местами не совпадающая с контуром рисунка и сильно огрубляющая его, вероятно, является поздним добавлением, как и узор на подоле, идентичный узору на "малом" саккосе Фотия. И. Е. Забелин приводит сведения о том, что в 1631 г. и 1642 г. старица-золотошвея московского Варсонофьевского монастыря Домникея Волкова за определенную плату "перенизывала" одежды из Патриаршей ризницы, в том числе саккос митрополита Фотия (см. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. М. 1910. С. 557-558). Возможно, что оба саккоса в это время и получили жемчужную обнизь, как и "подправление" некоторых ликов в местах осыпи шитья.

Фрагменты

Библиография