Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Саккос
Происхождение: Принадлежал патриарху Питириму. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.
Век: 17
Уточнающая датировка: 17 в. 1672-1673 гг.
Материал: Золотная объярь, бархат, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые, сканые и волоченые нити, канитель, жемчуг, трунцал, серебро, золото, рубин.
Размер: Дл. 127, ш. 135 (в плечах с рукавами)
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Мастерская: Евдокии Яковлевны Волынской, 1670-е гг.
Саккос сшит из итальянской золотной объяри с узором цветочных гирлянд, образующих фигурные клейма с цветами внутри. На переднике - полоса малинового бархата с вышитыми на ней четырьмя киотчатыми с колоннами клеймами, в которых изображены прямоличные фигуры ангелов. Над клеймами помещены жемчужные надписи. На зарукавья саккоса наложены полосы такого же малинового бархата с вышитыми на них полнофигурными композициями с жемчужными надписями. На правом зарукавье Деисус: в центре в ореоле с сиянием - Спас на престоле, три серафима и в углах сияния - символы евангелистов; по сторонам от Спаса расположены Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы Петр и Павел, апостолы Иоанн Богослов и Андрей, Алексий Человек Божий и Мария Египетская. На левом зарукавье в центре в ореоле изображена Богоматерь Знамение, вокруг нее три херувима и в углах в сиянии - символы евангелистов. С одной стороны от Богоматери - пять предстоящих вселенских святителей с Евангелиями в руках; с другой стороны - четыре вселенских святителя с Евангелиями и дьякон с кадилом. Жемчужные надписи над фигурами, обозначающие их одной-тремя буквами, не дают оснований для их точного определения. На задней стороне саккоса в медальоне из малинового бархата вышит восседающий на радуге в серебряном ореоле Спас Вседержитель с простертыми в стороны благословляющими руками, с жемчужной надписью по сторонам лика: IC XC. Личное шито плотно, крученым шелком песочного цвета со светло-коричневыми оттенениями вокруг глаз и коричневым шелком разных оттенков в волосах и бородах. В крыльях ангелов, в нимбах и одеждах - пряденые и волоченые серебряные и золотные нити с тонкими цветными прикрепами (швы - "черенок", "ягодка", "перышки", "клетчатый городок" и более сложные швы). В позёмах - сканое золото с зеленым шелком. Радуга под Спасом шита сканым золотом с вишневым шелком. Голубым шелком шиты ореолы и розовым - лучи в изображениях "Спас Вседержитель" и "Богоматерь Знамение" на зарукавьях саккоса. Все фигуры, детали рисунка, надписи и обрамления обнизаны жемчугом и обведены золотным шнуром. Малиновые бархатные полосы с изображениями на переднике и зарукавьях обрамлены узкими полосами черного бархата с узором гирлянд цветов и листьев, шитых жемчугом и золотным трунцалом с обводкой золотным шнуром. Такие же полосы черного бархата с тем же орнаментом обрамляют широкие полосы малинового бархата с низанными жемчугом и обведенными золотным шнуром надписями вязью на круглом с разрезом спереди оплечье, на подольнике и на сторонниках. Надпись начинается на оплечье (спереди справа), переходит на подольник передника, затем на подольник задней стороны саккоса, на ее правый сторонник и левый сторонник, а затем правый и левый сторонники передника. Буквы направлены наружу. Наверху сторонников надписи заканчиваются растительными штамбами, шитыми жемчугом с крупными жемчужинами посредине. В нижних углах сторонников и в верхних и нижних наружных углах полосы с изображением ангелов расположены фигурные накладки черного бархата с вышитыми гирляндами крупных листьев золотной канителью. К вороту пришита золотая пуговица грушевидной формы с чернью и один рубин. На рукавах и сторонниках - двенадцать серебряных "звонков". Подкладка саккоса из красной тафты.
Несколько необычно изображение ангелов на переднике.
Дополнительная информация:
Объярь сечется, ветхая; бархат потерт (особенно на зарукавьях); осыпь жемчуга. Саккос в 1965 г. был реставрирован в Музеях Московского Кремля (реставратор М. Г. Бакланова). При этом объярь была сдублирована на маркизет клеевым способом, золотное шитье укреплено иглой, жемчуг промыт и закреплен.