Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Саккос
Происхождение: Саккос долго ошибочно считался далматиком Карла Великого. Его носили на великие праздники патриарх и некоторые архиепископы.
Век: 14
Уточняющая датировка: 14 в.
Материал: Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Размер: 162 х 144
Страна: Византия
Место хранения: Сокровищница собора Св. Петра, Ватикан
На задней стороне саккоса вышито Преображение, на рукавах Причащение апостолов Св. Телом и Св. Кровью Спасителя, а на передней стороне вышита композиция изображающая Собор всех святых или праздник Всех святых. Вся сцена помещена в круге, на небе посреди солнца, месяца и звезд. Вверху орудия страстей: крест, копие, трость - из Этимасии, или Уготования Престола. Спаситель сидит на небесах, в левой руке держит открытое Евангелие, десницей благословляет, а под ногами у Него многоочитые херувимы. Справа от Спасителя Богородица, слева св. Иоанн Предтеча в деисусном предстоянии. В верхней половине круга ангелы частью в одеждах византийских царей, частью в диаконских стихарях. В нижней половине круга лития, слева: ветхозаветные пророки (Моисей и Аарон в капиях, Давид и Соломон в коронах), святители архиереи (св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский), преподобные мужи и жены, а в конце Мария Египетская; справа: апостолы, мученики (?), цари (Константин и Елена) и другие. Под кругом Рай с растениями, и в нем в углу Авраам с душами праведников на лоне и вокруг него, которые изображены как младенцы, и благоразумный разбойник с крестом. Изображения шиты по синему шелку шелковыми, волочеными серебряными и золотными нитями "в прикреп".
На передней стороне саккоса изображен восседающий на радуге Христос в окружении ангелов и святых, все представлены в белых ризах. Сцена заключена в круг, символизирующий рай, по сторонам которого изображены сидящий Авраам с Лазарем на лоне, окруженный младенцами-душами, и благоразумный разбойник с крестом. Служба в неделю Всех святых разъясняет композицию Всех святых на саккосе, изображенные в круге лики святых поминаются в литии на службе, и в тексте службы говорится, что соборы святых на небесах стоят пред Владычним престолом, как жители рая. Несмотря на то, что эта композиция редкая, она сохранилась в греческой иконографии вплоть до XVIII века.
Позднее были добавлены исправления. Большие потери в вышивке.