Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Союзом любви связуемые апостолы; Деисус; Похвала Богоматери; Благовещение; София Премудрость Божия; Успение; Сошествие во ад; святые

Тип: Саккос

Происхождение: Принадлежал патриарху Никону. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г.

Век: 17

Уточнающая датировка: 17 в. 1655 г.

Вкладчик: Пожалован царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону 1 октября 1655 г.

Материал: Холст, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, серебро.

Размер: Дл. 134, ш. 131 (в плечах с рукавами)

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Мастерская: Царицы Марии Ильиничны, вторая половина XVII в.

Описание

Саккос шит из холста и сплошь покрыт вышивкой. На передней стороне на оплечье по сторонам выреза - два профильных серафима и два херувима. Ниже по всей плоскости саккоса вышита композиция "Союзом любви связуеми апостоли" с надписями над поколенными фигурами, помещенными в круглые клейма, соединенные между собой шестью многолепестковыми розетками разной формы, образующими своего рода гирлянду. В верхней части передника саккоса под оплечьем в семи клеймах расположен Деисус. Наверху - поясной Спас с разведенными в стороны благословляющими руками, выше - Богоматерь и Иоанн Предтеча, на рукавах - два архангела и поколенные апостолы с раскрытыми свитками в руках - Иоанн Богослов, Матфей, Фома, Тихон, Петр, Марк, Андрей, Симон, Филипп, Карп, Иаков, Павел, Лука, Варфоломей, Стахий, Прохор, Фаддей, Аполлос. На подольнике передника изображены поколенные прямоличные фигуры вселенских и русских святителей (слева направо): ростовские епископы - Исайя и Леонтий; митрополиты московские Фотий, Иона и Петр; вселенские епископы - Николай Мирликийский, Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский. Григорий Богослов; а также Иона Новгородский; митрополиты московские -Алексий, Филипп, Феогност, Киприан; епископы - Никита Новгородский и Дионисий Суздальский. На задней стороне саккоса на оплечье -прямоличный херувим и два профильных серафима. Ниже в таких же, как на лицевой стороне, круглых клеймах, соединенных розетками, образующими гирлянду, находятся поколенные фигуры, составляющие композицию "Похвала Богоматери". По центральной оси композиции расположены: Еммануил, благословляющий обеими руками, по сторонам от него - цари Давид и Соломон, ниже - Богоматерь в короне на престоле с воздетыми руками, пророк Валаам с развернутым свитком и звездой в поднятых руках, пророк Иезекииль с таким же свитком и раскрытой к зрителю ладонью. Вокруг, в трехчетвертном повороте к Богоматери, с указующими на нее перстами и свитками в руках - другие пророки: Моисей, Исайя, Иессей, Даниил, Захария, Наум, Захария, Илия, Гедеон, Аввакум, Елисей, Иеремия. Варух, Иона. Авдей, Варахия. На подольнике задней стороны саккоса вышиты поколенные прямоличные фигуры святых: Алексий Человек Божий, преподобные Макарий Желтоводский (?), Савва Вишерский, Михаил Клопский, Савва Звенигородский, Сергий Радонежский, Антоний и Феодосии Печерские, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Никон Радонежский, Александр Свирский, Варлаам Хутынский и Мария Египетская. На одном зарукавье вышиты Благовещение с Саваофом наверху и София Премудрость Божия, по сторонам ее стоят крылатые в коронах Богоматерь с Младенцем на лоне и Иоанн Предтеча. На другом зарукавье - Успение Богоматери с Авфонием перед ложем и Сошествие во ад. Личное шито тонким малокрученым сероватым шелком "в раскол" со светло-коричневым оттенениями. Черты и абрис ликов отмечены черным шелком. В волосах и бородах - темно-коричневый и серый шелк. Одежды и атрибуты шиты прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими шелковыми прикрепами (швы - "черенок", "перышки", "ягодка", "городок", "клопчик", "денежка с крестиком", "разводная клетка"). Фигуры, все детали рисунка, надписи обнизаны жемчугом, в клеймах - мелкий жемчуг в три нити. От гирлянды, образующей круглые клейма, местами отходят обнизанные жемчугом листочки. Внизу у средних изображений гирлянда заканчивается двумя плодами граната. На оплечье, обнизанном сверху одной, а снизу тремя жемчужными нитями, шиты херувимы и серафимы. На сторонниках в жемчужных рамках жемчугом же шита надпись вязью. Надпись на задней стороне саккоса слева, идет снизу вверх; переходит на правый сторонник (сверху вниз); затем на правый сторонник лицевой стороны (сверху вниз) и заканчивается на левом (снизу вверх). На сторонниках и зарукавьях пришито десять серебряных позолоченных "звонков", тринадцать пуговиц и двадцать восемь завязок из золотной тесьмы с жемчужными ворворками. Подкладка из красной тафты.

Иконография:

Относится к немногочисленным саккосам, сплошь покрытым шитыми изображениями, однако не повторяет структуру и иконографию самых ранних, известных на Руси, греческих саккосов митрополита Фотия, как некоторые другие русские саккосы середины XVII в., также расшитые по всей поверхности. Композиция "Союзом любви связуеми апостоли" изображена на нескольких известных нам саккосах XVII в.: на передней части греческого саккоса в Византийском музее в Афинах, на оплечьях саккосов середины XVII в. Исторического музея и Ярославского музея, выполненного около 1667 г.

Дополнительная информация:

  • Мир искусства 1904. Вып. 10. С. 245;
  • Опись Патриаршей ризницы 1720 г. / Подготовил Н. Попов. М., 1910. С. 19, № 42;
  • Савва, еп. Можайский. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы. М., 1863 (5-е изд.-1883). С. 23, № 12011;
  • Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18. - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А, оп. 1, 1914-1930-е гг., д. 13, № 12011;
  • Саликова Э. П. Сложение иконографии "Похвала Богоматери" в русском искусстве XV-XVI веков. М, 1998. С. 75-77, ил. 3 (Материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Московский Кремль"; 11).

 

Сохранность и реставрация

Осыпь жемчуга, подкладка выцвела и по краям порвана, одна пуговица помята и одна завязка пришита не на ту сторону.

Фрагменты

Библиография