Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Орнаментальный

Тип: Стихарь

Происхождение:

Век: 18

Уточнающая датировка: 18 в. 1794 г.

Вкладчик: По всей видимости, стихарь является вкладом московского 1 гильдии купца Назара Степановича Гольского за упокой души своего младшего брата Назария. "По изустному приказанию" самого вкладчика по его смерти вдова Настасья Ефремовна Гольская пожертвовала 25 мая 1800 г. в Покровский храм большую икону Богоматери Тихвинской, о чем свидетельствует надпись на киоте; икона находится на западной стороне первого правого столпа и почитается чудотворной. Род московской купецкой жены вдовы Настасьи Ефремовой Гольской записан в Синодик Рогожского кладбища; первые три имени "иноки Анфисы, Назария 2-жды, Петра", судя по другим источникам, относятся к самым близким родственникам Н.Е. Гольской: свекрови, мужу, сыну Петру и, видимо, брату мужа Назарию. "Заупокойная риза Назария" упомянута в "Описи церковному имуществу, хранящемуся в ризнице теплой часовни Рожества Христова при входе на паперть на правой стороне, на личной ответственности попечителей Рогожского богаделенного дома", составленной 26 июня 1861 г., в числе 7 бархатных риз с оплечьями, хранящихся внизу во втором шкафу. Можно предположить, что Н.С. Гольский вложил полный комплект священнического и диаконского облачения, из которого до наших дней дошел только стихарь.

Материал: Бархат, золотные нити, галун, крашенина.

Размер: Длина 137

Страна: Россия

Место хранения: Ризница Покровского собора при Рогожском кладбище

Описание

Стихарь сшит из гладкого малинового бархата, оплечье - из кусков малинового бархата различных размера и формы с золотным шитьем. Шитье выполнено золотыми прядеными нитями в прикреп. Стилистически выделяются два типа шитья. На трех фрагментах в верхней части оплечья на спине и двух симметрично расположенных по сторонам от разреза на передней части оплечья вышит плотный узор, состоящий из ветвей с условными геометризированными листьями и цветами. Более мелкие фрагменты в нижней части оплечья сзади и спереди вышиты стилизованным цветочным узором с более сложным рисунком, выполненным с использованием более разнообразных и мелких прикрепов. По контуру рисунок обведен серебряным витым шнурочком, выложенным петельками. По всей видимости, для изготовления оплечья были использованы два вышитых предмета (скорее всего, женские головные уборы). Оплечье, зарукавья и подольник выделены полосами широкого золотного галуна с серебряным петельчатым краем и стилизованным растительным узором. Крест выполнен из такого же галуна. Горловина надставлена куском золотной парчи с зеленой синелью. По подолу стихарь обшит узким серебряным галуном. На подкладке из бледно-розовой крашенины вкладная надпись чернилами.

Фрагменты

Библиография