Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Орнаментальный

Тип: Стихарь

Происхождение: Вложен в Троице-Сергиев монастырь.

Век: 17

Уточняющая датировка: 17 в. 1635; 1646 гг.

Материал: Золотный бархат, атлас, бирюза, металлические блестки, канитель.

Размер: Длина - 143; оплечье - 22 х 39

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Описание

Стихарь турецкого золотного бархата с узором из больших серебряных листьев. Оплечье вишневого атласа зашито пряденым золотом и серебром, жемчугом, бирюзой и блестками. Спереди шитье состоит из двух орнаментальных полос: нижней, широкой, из трех квадратов, и верхней, узкой. Узор всех трех квадратов одинаков - лирообразные вазоны и гвоздики, расположенные по диагонали. Узор каждого квадрата расцвечен семью голубыми камнями (бирюза). Большая часть стеблей низана средним жемчугом в одну прядь; все остальное шито золотой канителью и пряденым золотом; фон зашит золотистыми блестками. Над квадратами - узкая полоска шитья по красному атласу. Орнаментальная композиция рассчитана на вертикальное положение полосы. Узор - стилизованные деревца, выходящие из небольших цветкообразных вазонов; на деревцах - изображения птиц с повернутой назад головой. Контуры "древ", побеги, завитки низаны мелким жемчугом в одну прядь; птицы (за исключением крыльев, клювов и лапок), широкие листья, часть цветков низаны сплошь мелким жемчугом; все остальное шито золотой канителью. Задняя сторона оплечья составлена из пяти шитых квадратов, таких же, как и спереди. Зарукавья стихаря зеленовато-голубоватой тафты шиты жемчугом в одну прядь и гладкими выпуклыми серебряными дробницами. Узор - вьющийся стебель, выпускающий в местах изгибов крупный стилизованный цветок. На стихаре - крест, составленный из фрагментов шитья; низ обшит испанским рытым бархатом и французской красной парчой; подкладка - зеленый миткаль.

Дополнительная информация:

  • Свирин А. Н. Опись тканей XIV-XVII вв. б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев. 1926. С. 55-56, № 32;
  • Русское декоративное искусство. Т. I. М., 1962. С. 479;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 166, № 85;

 

Сохранность и реставрация

В композиции оплечья использованы и шитые "передцы" (продольные полоски спереди) летника протопопа Максима, и главным образом узорное шитье парадного мужского платья ("платно"), вложенного в монастырь окольничим Семеном Васильевичем Волынским в 1646 г.

Фрагменты

Библиография