Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Стихарь
Происхождение: Вложен в Троице-Сергиев монастырь.
Век: 17
Уточняющая датировка: 17 в. 1635; 1646 гг.
Материал: Золотный бархат, атлас, бирюза, металлические блестки, канитель.
Размер: Длина - 143; оплечье - 22 х 39
Страна: Россия
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Стихарь турецкого золотного бархата с узором из больших серебряных листьев. Оплечье вишневого атласа зашито пряденым золотом и серебром, жемчугом, бирюзой и блестками. Спереди шитье состоит из двух орнаментальных полос: нижней, широкой, из трех квадратов, и верхней, узкой. Узор всех трех квадратов одинаков - лирообразные вазоны и гвоздики, расположенные по диагонали. Узор каждого квадрата расцвечен семью голубыми камнями (бирюза). Большая часть стеблей низана средним жемчугом в одну прядь; все остальное шито золотой канителью и пряденым золотом; фон зашит золотистыми блестками. Над квадратами - узкая полоска шитья по красному атласу. Орнаментальная композиция рассчитана на вертикальное положение полосы. Узор - стилизованные деревца, выходящие из небольших цветкообразных вазонов; на деревцах - изображения птиц с повернутой назад головой. Контуры "древ", побеги, завитки низаны мелким жемчугом в одну прядь; птицы (за исключением крыльев, клювов и лапок), широкие листья, часть цветков низаны сплошь мелким жемчугом; все остальное шито золотой канителью. Задняя сторона оплечья составлена из пяти шитых квадратов, таких же, как и спереди. Зарукавья стихаря зеленовато-голубоватой тафты шиты жемчугом в одну прядь и гладкими выпуклыми серебряными дробницами. Узор - вьющийся стебель, выпускающий в местах изгибов крупный стилизованный цветок. На стихаре - крест, составленный из фрагментов шитья; низ обшит испанским рытым бархатом и французской красной парчой; подкладка - зеленый миткаль.
Дополнительная информация:
В композиции оплечья использованы и шитые "передцы" (продольные полоски спереди) летника протопопа Максима, и главным образом узорное шитье парадного мужского платья ("платно"), вложенного в монастырь окольничим Семеном Васильевичем Волынским в 1646 г.