Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Преображение

Тип: Сударь

Происхождение: Поступила из казанского Спасо-Преображенского монастыря. Происходит из собора Спасо-Преображенского монастыря

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 в. 1565 г.

Вкладчик: Вклад в Спасо-Преображенский монастырь князя Григория Андреевича Булгакова (одного из казанских воевод). Князь Григорий Андреевич Булгаков-Куракин, происходивший из рода ярославских князей, в то время был младшим воеводой в Казани.

Материал: Камка, холст, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 51 х 52,5

Страна: Россия

Место хранения: Национальный музей Республики Татарстан

Описание

На пестрых с деревьями горках в верхней части средника в сиянии изображен Христос со стоящими рядом пророками Ильей и Моисеем, а в углах тех же пророков несут ангелы. Причем Моисей изображен встающим из гроба. Всю центральную часть занимает поднимающиеся в гору и спускающиеся с нее Христос и три его ученика, а на переднем плане внизу - павшие ниц апостолы. Вся композиция очень насыщенная, заполняющая все пространство средника. Фон сударя - лазоревая камка. Фигуры и горный пейзаж вышиты некрученым разноцветным шелком, одежда Христа, идущего с апостолами, - пряденым золотом и серебром "в прикреп", как и все нимбы. В круглых медальонах по углам сударя — вкладная надпись. По кай­ме шиты тропарь и кондак Преображению.

Иконография

Композиция дана в сложном изводе: вверху на скалистой вершине в звездной мандорле — Христос, слева и справа от него в молитвенных позах пророки Илия и Моисей. В углах пророки изображены еще раз — Илию на облаке поддерживает ангел. Моисея ангел изводит из гроба. Ниже слева восхождение Христа и учеников на гору, справа — нисхождение. Композиция сударя, вероятно, повторяет од­ноименную икону в церкви Николы Ратного Спасо-Преображенского монастыря. Техника шитья личного, характер рисунка складок одежд, трактовка горок имеют аналогии в новгородском шитье и иконописи первой половины-середины XVI века, но фигуры отличаются более тяжелыми пропорциями. По технике исполнения и матери­алам сударь «Преображение» близок двум другим сударям, вложенным в этот монастырь Г. А. Булгаковым. Все три произведения созданы, по-видимому, в одной мастерской.

Сохранность и реставрация

Реставрирован в 1961 в ВХНРЦ (реставратор Н.Т. Осмоловская).

Фрагменты

Библиография