Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная с праздниками

Тип: Сударь

Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры Сударь является самым древним из сохранившихся в Троицком монастыре произведений лицевого шитья с образом Святой Троицы.

Век: 15

Уточнающая датировка: 15 в. 1480-е гг.

Материал: Шелк, холст, шелковые, золотные и серебряные нити.

Размер: 55 х 51

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Тверская великокняжеская светлица, XV в.

Описание

На среднике пелены изображена ветхозаветная "Троица". По каймам сверху слева направо: 1) Благовещение, 2) Рождество, 3) Сретение, 4) Крещение, 5) Преображение, 6) Воскрешение Лазаря, 7) Вход в Иерусалим, 8) Распятие, 9) Сошествие во ад, 10) Вознесение, 11) Сошествие святого духа на апостолов, 12) Успение Богоматери. Все шито разноцветными шелками "в раскол". Нимбы, контуры, складки одежд, надписи и другие детали - золотом. Первоначальные фоны - коричневая камка на среднике и песочная на каймах, - не сохранились и видны лишь в местах утрат шитья.

Иконография:

Ангелы уже не сидят в тесном единении, почти касаясь друг друга. Расстояние между ними увеличилось, стол удлинился, несколько нарушилась кругообразность всей композиции. Много внимания на пелене уделено деталям. Большое место здесь заняли палаты, горки, дуб мамврийский. На столе вместо одной разместились три чаши, солонка, хлебцы. Между ангелами видны остатки горок темно-зеленого цвета.

Дополнительная информация:

  • История русского искусства т. III, M., 1955, с. 200, рис. с. 203;
  • Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исследования, вып. I, M., 1956, с. 29;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье М., 1963, с. 45-46, рис. с. 48;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятни М., 1968, с. 120-121, табл. 137;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., б/г., табл. 58.

Сохранность и реставрация

Изображения при реставрации 1951 г. переложены на синюю крашенину.

Фрагменты

Библиография