Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Троица Ветхозаветная

Тип: Сударь

Происхождение: Поступил в 1920 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры. Числится во всех описях монастырского имущества, начиная с 1641 г., в ризнице. В документах середины XIX - начала XX в. изготовление покровца приписывается «трудам царевны Ксении Борисовны» и конкретизируется время его появления в монастыре - 1601 г. Не исключено, что указанная дата соответствует действительности. В 1601 г. Ксения была просватана за принца Иоанна, брата датского короля Христиана. По этому случаю «Борис с супругою и с детьми девять дней молился над гробом Святого Сергия, да благословит Небо союз Ксении с Иоанном».

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 - 17 вв. Около 1601 г.

Вкладчик: Вклад царя Бориса Федоровича Годунова в Троице-Сергиев монастырь.

Материал: Камка, жемчуг, драгоценные камни, серебряные золоченые дробницы, шелковые, серебряные и золотные нити.

Размер: 55 х 50

Страна: Россия

Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Мастерская: Ксении Годуновой, конец XVI - начало XVII вв.

Описание

На среднике из красной камки - изображение Троицы, шитое разноцветными шелками пряденым золотом и серебром. Вокруг средника - орнаментальная кайма, выполненная жемчугом и серебряными золочеными дробницами и плащами по лиловой (несколько выцветшей) камке. Узор - повторяющиеся крестообразные (ромбовидные) фигуры, образованные четырьмя трилистниками (плащами), выходящими из одного центра (круглый плащ). Крестообразные фигуры дополнены четырьмя "перцеобразными" плащами, отходящими от сторон центрального плаща на длинных жемчужных стеблях. Между крестообразными фигурами размещены серебряные золоченые дробницы с черневыми изображениями святых. Весь узор обведен жемчугом в одну прядь и обшит золотным жгутом. Подкладка - голубая камка.

Дополнительная информация:

  • Светильник, 1914. № 11-12. С. 22, 23, табл. VI;
  • История русского искусства. М, 1955. Т. 3. С. 683;
  • Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 23, 25, 87;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963. С. 105;
  • Мнева Н. Е. Искусство московской Руси. М., 1965. С. 127, рис. 59;
  • ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 303, 306, рис. 1;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 133;
  • Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1969. С. 154-155;

 

Сохранность и реставрация

Реставрирован А. Д. Меркуловой в 1953 г.: укреплена ткань на белом батисте, укреплены дробницы и камни, жемчуг вычищен и перенизан на шелковую нить.

Фрагменты

Библиография