Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Епитрахиль
Происхождение: Происходит из Успенского собора Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г.
Век: 16
Уточнающая датировка: 16 в. Конец, 17 в. Середина, 1700 г.
Материал: Бархат, атлас, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг.
Размер: 148 х 33
Страна: Россия
Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Епитрахиль в виде цельной полосы, разделенной орнаментом на две части, с изображениями апостолов и русских митрополитов. Изображения перенесены с древнего фона на малиновый бархат, над ними - шитые жемчугом без настила надписи с именами святых. Наверху в трехчетвертном повороте к центру - две крупные поясные фигуры апостолов: Петр со свитком в руке и Павел с Евангелием. Ниже - четыре фигуры в рост, также в трехчетвертном повороте к центру, с Евангелиями в руках: митрополиты Петр и Алексий; Иона и Филипп. Личное шито шелком песочного цвета мелким атласным швом "в раскол" по форме, волосы и бороды - золотисто-песочным шелком "в раскол". Таким же золотисто-песочным крученым шелком рельефно прошиты черты и абрис лиц, контуры рук, детали и складки одежд. Сами одежды шиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкой цветной прикрепой (швы - "черенок", "ягодка с крестиком", "ягодка в четыре клетки", "клопчик"). В деталях (подкладка одежд, обувь, "камни" на одеждах и Евангелиях) - голубые, зеленые и красные крученые шелковые нити. В подризнике митрополита Алексия - сканые золотные с голубым шелком нити, в позёмах - сканые золотные нити с зеленым шелком. Все контуры фигур и позёмов обнизаны жемчугом по настилу с золотной "веревочкой". Посредине епитрахили идет вертикальная полоса с узором вьюнка, шитого жемчугом в окружении золотной "веревочки". С двух сторон она обрамлена жемчужными полосами с зубчиками, также в окружении золотной "веревочки". По бокам епитрахили - узкие двойные жемчужные полосы с зубчиками в середине. Внизу, под изображениями, по бархату жемчугом без настила низана надпись вязью без лигатур. Внизу епитрахили девять кистей из серебряных нитей. Ворот и подкладка - из малинового атласа. На подкладке ворота черными чернилами написано: № 2.
Иконография апостолов традиционна.
Дополнительная информация:
Древний фон не виден. Имеется осыпь жемчуга, бархат сечется, прорывы. Подкладка сечется, загрязнена. Местами на ней видны нити позднего укрепления шитья. Необычная композиция епитрахили - изображение святителей и апостолов в трехчетвертном повороте, а не в фас, как обычно на епитрахилях, позволяет предполагать, что эти фигуры первоначально находились на других шитых предметах. Иконография апостолов и святителей традиционна.