Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Кайма фелони с лицевыми изображениями

Тип: Фрагмент шитья

Происхождение: Принадлежала преподобному Антонию Римлянину. Происходит из Антониева монастыря

Век: 12

Уточняющая датировка: 12 в.

Материал: Камка, золотные и шелковые нити.

Размер: 4,5 х 205; 4,5 х 158

Страна: Россия

Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Описание

Изображены чередующиеся овалы и круги с вышитыми в них по сторонам стилизованного дерева парными фигурами фантастических зверей. Шитье прядеными золотными нитями "на проем" по настилу из льняных нитей, детали выполнены шелковыми нитями. Фон - зеленая и синяя камка.

Дополнительная информация:

  • Толстой М. Святыни и древности великого Новгорода. М., 1862, c. 157;
  • Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6, c. 172, ил. с. 171;
  • Труды XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. М., 1914. Т. 1, c. 265;
  • Труды XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. М., 1914. Т. I, c. 248;
  • Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947, c. 129;
  • Орлов А. С. Библиография русских надписей. XI-XV вв. М.; Л., 1952, c. 39-40, № 40;
  • История русского искусства. М., 1954. Т. 2, c. 275-276, ил. с. 272;

 

Сохранность и реставрация

Кайма разрезана: ее верхняя половина пришита к подолу передней стороны, а нижняя половина - задней стороны фелони. Сама фелонь, именуемая ризой преподобного Антония Римлянина, из светлой камки с оплечьем из золотного бархата, по всей видимости, относится к более позднему времени.

Библиография