Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Видение Иоанна Богослова

Тип: Хоругвь

Происхождение: Поступила в 1923 г. из Кирилло-Белозерского монастыря.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1566 г.

Вкладчик: Вклад Евфросинии (Евдокии) Старицкой.

Материал: Камка, холст, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 66,6 х 62

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Княгини Евфросинии (Евдокии) Старицкой, XVI век

Описание

Представлен начальный эпизод из Апокалипсиса - явление Христа Иоанну Богослову на острове Патмос. Шитье преимущественно золотом, серебром, сканью"в прикреп" и шелками "в раскол". Лики шиты песочного цвета шелком "в раскол" по форме, без теней. Первоначальный фон из темно-голубой камки сохранился только под изображениями, которые вырезаны по контурам. Шитье при реставрации переложено на голубую крашенину.

Дополнительная информация:

  • Сообщения Государственного Русского музея. Л.-М., 1956, вып. 4, с. 56-57;
  • Сообщения Загорского государственного историко-художествешюго музея-заповедника. Загорск, 1960, вып. 3, с. 46, 57, ил. 12;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, с. 76;
  • Сообщения ВЦНИЛКР. М., 1970, вып. 26, с. 100;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 28, 42, кат. 68, ил. с. 66.

 

Сохранность и реставрация

Хоругвь несколько раз переделывалась. В разное время на другой ее стороне были изображения Богоматери Знамение и Успения Богоматери. В XIX веке стороны хоругви находились на сборных малиновых бархатных фонах с тремя длинными языками по нижнему краю (поздняя форма хоругвей) и с многочисленными дополнениями.

Фрагменты

Библиография