Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Отечество с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими

Тип: Хоругвь

Происхождение: Поступила из Преображенского собора монастыря в 1923 г.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1562 г.

Вкладчик: Вклад старца Исаака Шахова в Соловецкий монастырь.

Материал: Камка, репс, тафта, штоф, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити.

Размер: 63 х 63; древняя часть - 53 х 53,5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Описание

В среднике хоругви, дошедшей до нас в разрозненном виде, на малиновой тафте (древний фон - сизо-голубая камка) изображена деисусная композиция с "Отечеством" в центре. Саваоф восседает на широком престоле с полукруглой спинкой с фиалами на ней и двумя подушками на сиденье; в его левой руке, у груди, - держава, правая - благословляет. На коленях Саваофа - прямоличный младенец Христос, держащий ореол с голубем (Святым Духом). По сторонам престола, в трехчетвертном повороте к нему, с чуть склоненными головами и простертыми руками стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На Предтече - милоть и гиматий с клубящимися складками на конце. У подножия престола - припадающие в молении преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (стопы Саваофа заходят на их нимбы). Личное шито тонким слабокрученым шелком песочного цвета плотно, "в раскол", почти везде в одном направлении. Черты ликов отмечены тонкими коричневыми линиями. В волосах - коричневый, серый и желтый шелк. Шелками шиты одежды преподобных (коричневым мантии, песочным нижние одежды, голубым - куколи и епитрахили), подушки на престоле (зеленым и красным с золотой сеткой), позём (желтым). Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными и цветными прикрепами (швы - "ягодка", "рядки", "городок", "ягодка в четыре клетки"). Складки одежд подчеркнуты красным или зеленым шелком. На каймах, обрамленных с двух сторон золотыми полосами, по древней голубой камке серебряной нитью вязью с большим количеством надстрочных букв шито песнопение из стихиры Пятидесятницы. Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух каймах буквы направлены внутрь, на двух других - наружу. В углах кайм шиты прямоличные херувимы и серафимы. Нижние переложены на песочную тафту. К древним каймам пришиты каймы желтого репса, натянутые на железную раму с двумя железными петлями сбоку. Внизу пришиты три лопасти желтого репса с серебряной бахромой. Подкладка из штофа с узором разноцветных букетов.

Иконография:

Иконографической особенностью хоругви является изображение "Отечества" в деисусной композиции, что встречается довольно редко. Можно назвать шитую пелену или одежду на престол конца XVI в., хранящуюся в Русском музее; а также более поздние памятники - икону начала XVII в. в том же музее и три трехстворчатых складня конца XVII в. в Третьяковской галерее.

Дополнительная информация:

  • Опись Государственной Оружейной палаты 1948 г. -ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1948 г., д. 43 № 2952 соб.;
  • Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1999. С. 192-193;
  • Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М, 2003. С. 75-77, ил. 2 (Материалы и исслед. / Федеральное гос. учреждение "Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль"; 17).
  • Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1570 г., л. 19 об., 24 ("Книга Отводная игумену Варлааму"). - Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 121;
  • Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1582 г., л. 59 об.; ("Книги переписные монастырские игумена Иакова 90-го году"). - Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 124;
  • Опись строения и имущества Соловецкого монастыря 1597 г., л. 70 ("Переписные книги игумена Исидора 105-го году"). - Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 127;
  • Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539-1776 гг., л. 192, 196 об.-197 - Музеи Московского Кремля, инв. № Рук-1403;
  • Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539-1776 гг., л. 259 об. и л. 264 - Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д. 152;
  • Опись историко-художественных предметов Преображенского собора бывшего Соловецкого монастыря, взятых на учет отделом музеев НКП представителями отдела музеев Н. Н. Померанцевым, Е. Н. Силиным и П.Д. Барановским II/VIII 1923 г., л. 36, № 256;
  • Опись Соловецкого собрания. Отдел памятники Кремля. 1928 г. № 489 - ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1928 г., ч. 1-3, д. 69-70;
  • Опись Государственной Оружейной палаты 1948 г. -ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1948 г., д. 43, № 2953 соб.;
  • ПКНО. 1989. Л., 1990. С. 312-322;
  • Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М, 2003. С. 75-77, ил.3 (Материалы и исслед. / Федеральное гос. учреждение "Гос. ист.-культур. музей-заповедник "Моск. Кремль"; 17).

 

Сохранность и реставрация

Большие утраты шелкового шитья (почти не сохранился лик Саваофа). Золотное шитье потерто и местами отстает. Древняя камка на каймах сечется. Малиновая тафта, на которую переложено (в XVIII в.?) вырезанное по контурам изображение, сечется и имеет штопки. Надписи на ней новые. Кайма из репса, лопасти и подкладка позднейшие.

Фрагменты

Библиография