Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Федор Стратилат и мученица Ирина

Тип: Шитый иконостас

Происхождение: Этот иконостас бралась в военные походы и путешествия Алексеем Михайловичем и Петром I. Иконостас хранился в Зимнем дворце. В 1812 году в Чесменском дворце, превращенном позднее в военную богадельню, была устроена зимняя церковь во имя Рождества Христова, в которой шитый иконостас находился до передачи его в Русский музей. Поступил в 1922 г. через ГМФ из Чесменской богадельни.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1592 г.

Вкладчик: Исполнен к царских, мастерских повелением царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны.

Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити.

Размер: 114 х 71,5

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мастерская: Царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век

Описание

Шитая икона из походного иконостаса. Шитье золотыми и серебряными нитями "в прикреп", сканью и разноцветными шелками "в раскол" и "атласным швом". Лики шиты по хорошему рисунку желтоватого цвета шелком "атласным швом" по форме, с тенями. Фон, на котором исполнено шитье,- малиновая камка. Изображение вырезано по контурам и переложено на фиолетовую крашенину.

Дополнительная информация:

  • Пушкарев И. Описание Санкт-Петербурга н уездных городов Санкт-Петербургской губернии. Спб., 1838, т. 1, с. 188-189;
  • Шклярский П. Историческое описание Николаевской Чесменской военной богадельни. Спб., 1890, с. 9-11;
  • Морошкин К. Исторический очерк Чесменской военной богадельни имп. Николая I. Спб.. 1899, с. 192- 193;
  • Успенский А. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в. М., 1902, с. 82 и III;
  • Тройницкий С. Чесменский дворец. - Старые годы, 1907, июль - сент., с. 471;
  • Макаренко Н. Выставка церковной старины в музее барона Штиглица. - Старые годы, 1915, июль -авг., с. 55-57, ил. с. 54;
  • Эрнст С. Церковная старина в Петрограде. - Старые годы. 1915, июль- авг.. с. 6;
  • Отчет Русского музея за 1922 год. Пг., 1923, с. 32;
  • Изобразительное искусство. Л., 1927, с. 192-193;
  • Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1941. вып. I. с. 17-20;
  • История русского искусства. М., 1955, т. 3, с. 684-686, ил. с. 683;
  • Сообщения Государственного Русского музея. Л.-М., 1956, вып. 4, с. 58-61;
  • ГТГ. Материалы и исследования. М., 1956, вып. 1, с. 34;
  • Успенский А. И. Записные книги и бумаги старинных дворцовых приказов. М., 1960, с. 2, 15, 74-76;
  • Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М., 1963, с. 111-112, ил. с. 111;
  • Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М., 1968, с. 115 (примеч.);
  • Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971, с. 12;
  • Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1976, вып. 2, с. 46-49, ил. 6-7;
  • Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980, с. 29, 46-48, кат. 83 (3 и И), ил. с. 73-74.

 

Сохранность и реставрация

Иконостас сильно пострадал от пожара и несколько раз переделывался и реставрировался. Обветшавшая тафта фона, очевидно, в петровское время была заменена зеленым бархатом. Теперь шитье переложено на выкрашенный под цвет первоначального фона холст - крашенину.

Фрагменты

Библиография