Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Тип: Пелена
Происхождение: Происходит из Зачатьевского монастыря в Москве. Поступление: в 1936 г., из ГИМ.
Век: 16
Уточняющая датировка: 16 в. Последняя четверть
Материал: Камка, штоф, холст, тесьма, нити шелковые, пряденые и сканые золотные и серебряные.
Размер: 102 х 95
Страна: Россия
Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"
Пелена выполнена из голубого штофа с пышным растительным узором из листьев, цветов и плодов, отдельные детали которого проработаны сеткой. В среднике по древнему фону - камке синего цвета - вышита встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима. Родители Богородицы стоят, обнявшись, прижавшись друг к другу щеками. Под воздействием ветра на гиматии Иоакима и мафории Анны образуются складки. Архитектурный фон состоит из двух массивных палат, соединенных стеной, с высокими узкими проемами и небольшими арочными окнами. Правая палата увенчана киворием на четырех колонках с фрагментарно наброшенным покровцом; левая палата на верхних выступах украшена архитектурными завитками. Внизу на стене левой палаты контуром отмечен трилистник на трапециевидной ножке. На поземе изображена низкая стена с арочными проемами. Наверху надпись: ЗАЧАТИЕ С[ВЯ]ТЫЯ АННЫ ЕГДА ЗАЧАТ // С[ВЯ]ТУЮ Б[ОГОРО]Д[И]ЦУ. На каймах изображения святых отмечены хлопчатобумажной белью под жемчужную обнизь, с именующими надписями по сторонам нимбов. На верхней кайме изображен Деисус. Образ Ветхозаветной Троицы - по центру, поясные изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила - слева и справа соответственно, с монограммой Богоматери и с именующими надписями: С[ВЯ]ТАЯ ТР[О]ИЦА, С[ВЯ]ТЫЙ ИОАНН ПР[Е]ДТЕЧА, АРХА[Н]Г[Е]Л МИХАИЛ, АРХА[Н]Г[Е]Л ГАВРИИЛ. На боковых каймах друг напротив друга вышиты изображения святых в рост, в деисусном повороте на прямоугольном поземе: святителя Николая Мирликийского и митрополита Петра с соответствующими надписями: С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ НИКОЛАЙ, С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ ПЕТР; святителей митрополита Алексия и митрополита Ионы: С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ АЛЕКСИЙ, С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ ИОНА; преподобного Сергия Радонежского и святого блаженного Василия: ПР[ЕПО]Д[0]БНЫЙ СЕРГИЙ, С[ВЯ]ТЫЙ БЛ[А] Ж[ЕННЫЙ] ВАСИЛИЙ. На нижней кайме слева направо - поясные прямостоящие изображения преподобных Александра Свирского, Кирилла Белозерского, святителя Леонтия Ростовского, преподобного Харитона Исповедника, святой великомученицы Екатерины с соответствующими надписями: ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ ХАРИТОН ИСПОВ[Е]Д[НИК], ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕ[РСКИЙ], С[ВЯ]Т[ИТЕ]ЛЬ ЛЕОНТИЙ РОСТ[ОВСКИЙ], ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРС[КИЙ], С[ВЯ]ТАЯ ВЕЛИКОМ[УЧЕНИЦА] ЕКАТЕРИНА. Личное шито мелкими плотными стежками «враскол» по вертикали тонким, малокрученым шелком телесного цвета. Более толстым, среднекрученым шелком золотисто-бежевого цвета атласным швом по форме шиты подбородок, ушные раковины, тени под глазами, складки в области носа, складки на шее Иоакима и под подбородком Анны, волосы, борода Иоакима и святых на каймах. Волосы и борода Иоакима разработаны на многочисленные закручивающиеся прядки. Белым толстым, сильнокрученым шелком выделены белки глаз; красным толстым, сильнокрученым шелком - губы. Контуры глаз, носа, зрачок, ногтевые пластины отмечены среднекрученым светло-коричневым, брови и ресницы Иоакима - среднекрученым коричневым шелком. Одежды Иоакима, Анны и святых, архитектура шиты прядеными золотными нитями, скаными с коричневым, охристым, красным, синим, серым шелком. Позем и арочная стена выполнены толстым сильнокрученым охристым, бежевым и светло-розовым шелком. Нимбы вышиты прядеными золотными нитями разными прикрепами коричневым шелком: Иоакима, Анны, архангелов, митрополитов Алексия, Ионы, преподобного Сергия, святителя Леонтия Ростовского, великомученицы Екатерины - швом «черенок»; Богоматери - «городок» с «ягодкой»; остальных святых - «ягодка». Нимбы очерчены прядеными серебряными нитями, шитыми по веревочке. Евангелия, подольник и зарукавья саккосов, омофоры, зарукавья, пояс далматика, корона святой Екатерины, горловина платья Анны, покровец на кивории, нимбы, престол с чашами в изображении Троицы, крылья ангелов вышиты прядеными золотными и серебряными нитями простыми швами. «Камни» на крышке Евангелий вышиты зеленой и коричневой синелью. Контуры, складки одежд, детали архитектуры выделены темно-коричневой шелковой с прядеными серебряными нитями веревочкой. Надписи вышиты прядеными серебряными нитями. Средник отделен от каймы тонкой тканой тесьмой из пряденых серебряных нитей. Такой же тесьмой отмечены края пелены.
Изображение в среднике относится к иконографическому типу «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», определяющими признаками которого являются обнявшиеся фигуры родителей Богородицы на фоне архитектурных сооружений. Архитектурные формы и характер изображения фигур на пелене имеют аналогии в иконописных произведениях XVI в. Иконография изображения ветхозаветной Троицы восходит к «Троице» Андрея Рублева и имеет некоторые особенности: не сохранена круговая композиция, у ангелов маленькие крылья, короткие посохи, на длинном столе вместо одной чаши - три. Иконография святителей традиционна и соответствует иконописным подлинникам второй половины XVI в. Святые на боковых каймах, изображенные в деисусном повороте, усиливают молитву, обращенную к фигурам средника - Иоакиму и Анне. Изображение блж. Василия полностью нагим с воздетыми в молении руками относится к одному из самых ранних образов святого и является определяющим датирующим иконографическим признаком пелены, так как иконописные подлинники XVII в. рекомендуют изображать святого Василия прикрывающимся платком [Сводный иконописный подлинник 1874]. Нижняя граница изготовления пелены может определяться годом канонизации блаженного Василия - 1588-м.
Искусное шитье без резких оттенений в личном, использование сканых нитей, живые позы, несколько удлиненные пропорции фигур с изящными руками и маленькими ступнями, артистично нарисованные складки одежд, характер изображения архитектурных форм дают основание сравнивать пелену с произведениями первоклассных московских мастерских середины - второй половины XVI в., таких как светлицы царицы Анастасии, царицы Ирины Федоровны и Матрены Годуновой.
В подборе святых и основного сюжета пелены просматривается четкая программная направленность, связанная с «молением о чадородии». Так, именно к русским святым - преподобным Сергию Радонежскому, Александру Свирскому, Кириллу Белозерскому - обращались многие бездетные пары того времени. Подбор святых на каймах свидетельствует о знакомстве предполагаемых вкладчиков пелены - Харитона и Екатерины - с «моленной программой о чадородии» царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Годуновой, которая имела несколько направлений: строительство новых храмов - храма Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря, придела собора Покрова «что на Рву» с мощами Василия Блаженного, церкви вмчц. Екатерины Кремлевского Вознесенского монастыря, Зачатьевского монастыря на Остоженке, - а также шитье покровов на мощи преподобным Сергию Радонежскому (1580-е гг.), Александру Свирскому (1582 г.) и Василию Блаженному (1589 г.).
Изображения были вырезаны и переложены на штоф в начале XIX в., при этом именующие надписи ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ ХАРИТОН ИСПОВ[Е]Д[НИК] и ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРС[КИЙ] были перепутаны местами. На месте сфер, крыльев, одежд архангелов, личного шитья Иоакима и Анны, подризника святителя Николая просматривается древний фон - камка. Потертости, сечение, разрывы, утраты шелковых, пряденых и сканых золотных нитей, чинки доличного, местами личное и доличное шитье выполнено заново. Выцветание тканей. Жемчужная обнизь утрачена полностью. Слабо различимые следы от металлических креплений на штофе. Подкладка - новодел. Пелена была отреставрирована в 2011 г. в ООО «РЕСЦАР» художником-реставратором Н. В. Ануфриевой.