Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Зачатие Анны, Деисус и избранные святые

Тип: Пелена

Происхождение: Происходит из Зачатьевского монастыря в Москве. Поступление: в 1936 г., из ГИМ.

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 в. Последняя четверть

Материал: Камка, штоф, холст, тесьма, нити шелковые, пряденые и сканые золотные и серебряные.

Размер: 102 х 95

Страна: Россия

Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"

Описание

Пелена выполнена из голубого штофа с пыш­ным растительным узором из листьев, цветов и плодов, отдельные детали которого прорабо­таны сеткой. В среднике по древнему фону - камке синего цвета - вышита встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима. Родители Богородицы стоят, обнявшись, прижавшись друг к другу щеками. Под воздействием ветра на гиматии Иоакима и мафории Анны образуются складки. Архитектурный фон состоит из двух массивных палат, соединенных стеной, с высо­кими узкими проемами и небольшими арочны­ми окнами. Правая палата увенчана киворием на четырех колонках с фрагментарно набро­шенным покровцом; левая палата на верхних выступах украшена архитектурными завитками. Внизу на стене левой палаты контуром отмечен трилистник на трапециевидной ножке. На по­земе изображена низкая стена с арочными проемами. Наверху надпись: ЗАЧАТИЕ С[ВЯ]ТЫЯ АННЫ ЕГДА ЗАЧАТ // С[ВЯ]ТУЮ Б[ОГОРО]Д[И]ЦУ. На каймах изображения святых отме­чены хлопчатобумажной белью под жемчужную обнизь, с именующими надписями по сторонам нимбов. На верхней кайме изображен Деисус. Образ Ветхозаветной Троицы - по центру, поясные изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, архангелов Михаила и Гавриила - слева и справа соответственно, с монограммой Богоматери и с именующими надпися­ми: С[ВЯ]ТАЯ ТР[О]ИЦА, С[ВЯ]ТЫЙ ИОАНН ПР[Е]ДТЕЧА, АРХА[Н]Г[Е]Л МИХАИЛ, АРХА[Н]Г[Е]Л ГАВРИИЛ. На боковых каймах друг напро­тив друга вышиты изображения святых в рост, в деисусном повороте на прямоугольном позе­ме: святителя Николая Мирликийского и митро­полита Петра с соответствующими надписями: С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ НИКОЛАЙ, С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ ПЕТР; святителей митрополита Алексия и ми­трополита Ионы: С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ АЛЕКСИЙ, С[ВЯТИ]Т[Е]ЛЬ ИОНА; преподобного Сергия Радонежского и святого блаженного Василия: ПР[ЕПО]Д[0]БНЫЙ СЕРГИЙ, С[ВЯ]ТЫЙ БЛ[А] Ж[ЕННЫЙ] ВАСИЛИЙ. На нижней кайме слева направо - поясные прямостоящие изображения преподобных Александра Свирского, Кирилла Белозерского, святителя Леонтия Ростовского, преподобного Харитона Исповедника, святой великомученицы Екатерины с соответствующи­ми надписями: ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ ХАРИТОН ИСПОВ[Е]Д[НИК], ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛОЗЕ[РСКИЙ], С[ВЯ]Т[ИТЕ]ЛЬ ЛЕОНТИЙ РОСТ[ОВСКИЙ], ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ АЛЕК­САНДР СВИРС[КИЙ], С[ВЯ]ТАЯ ВЕЛИКОМ[УЧЕНИЦА] ЕКАТЕРИНА. Личное шито мелкими плотными стежками «враскол» по вертикали тонким, малокрученым шелком телесного цве­та. Более толстым, среднекрученым шелком зо­лотисто-бежевого цвета атласным швом по фор­ме шиты подбородок, ушные раковины, тени под глазами, складки в области носа, складки на шее Иоакима и под подбородком Анны, волосы, борода Иоакима и святых на каймах. Волосы и борода Иоакима разработаны на мно­гочисленные закручивающиеся прядки. Белым толстым, сильнокрученым шелком выделены белки глаз; красным толстым, сильнокрученым шелком - губы. Контуры глаз, носа, зрачок, ногтевые пластины отмечены среднекрученым светло-коричневым, брови и ресницы Иоаки­ма - среднекрученым коричневым шелком. Одежды Иоакима, Анны и святых, архитектура шиты прядеными золотными нитями, скаными с коричневым, охристым, красным, синим, се­рым шелком. Позем и арочная стена выполнены толстым сильнокрученым охристым, бежевым и светло-розовым шелком. Нимбы вышиты прядеными золотными нитями разными прикрепами коричневым шелком: Иоакима, Анны, ар­хангелов, митрополитов Алексия, Ионы, препо­добного Сергия, святителя Леонтия Ростовского, великомученицы Екатерины - швом «черенок»; Богоматери - «городок» с «ягодкой»; остальных святых - «ягодка». Нимбы очерчены прядеными серебряными нитями, шитыми по веревочке. Евангелия, подольник и зарукавья саккосов, омофоры, зарукавья, пояс далматика, корона святой Екатерины, горловина платья Анны, покровец на кивории, нимбы, престол с чашами в изображении Троицы, крылья ангелов вышиты прядеными золотными и серебряными нитями простыми швами. «Камни» на крышке Еванге­лий вышиты зеленой и коричневой синелью. Контуры, складки одежд, детали архитектуры выделены темно-коричневой шелковой с пряде­ными серебряными нитями веревочкой. Над­писи вышиты прядеными серебряными нитя­ми. Средник отделен от каймы тонкой тканой тесьмой из пряденых серебряных нитей. Такой же тесьмой отмечены края пелены.

Иконография

Изображение в среднике относится к иконо­графическому типу «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», определяющими призна­ками которого являются обнявшиеся фигуры родителей Богородицы на фоне архитектур­ных сооружений. Архитектурные формы и ха­рактер изображения фигур на пелене имеют аналогии в иконописных произведениях XVI в. Иконография изображения ветхозаветной Троицы восходит к «Троице» Андрея Рублева и имеет некоторые особенности: не сохранена круговая компо­зиция, у ангелов маленькие крылья, короткие посохи, на длинном столе вместо одной чаши - три. Иконография святителей традиционна и со­ответствует иконописным подлинникам второй половины XVI в. Святые на боковых каймах, изображенные в деисусном повороте, усилива­ют молитву, обращенную к фигурам средника - Иоакиму и Анне. Изображение блж. Василия полностью нагим с воздетыми в молении рука­ми относится к одному из самых ранних образов святого и является определяющим датирующим иконографическим признаком пелены, так как иконописные подлинники XVII в. рекомендуют изображать святого Василия прикрывающимся платком [Сводный иконописный подлинник 1874]. Нижняя граница изготовления пелены может определяться годом канонизации бла­женного Василия - 1588-м.

Искусное шитье без резких оттенений в лич­ном, использование сканых нитей, живые позы, несколько удлиненные пропорции фигур с изящными руками и маленькими ступнями, артистично нарисованные складки одежд, ха­рактер изображения архитектурных форм дают основание сравнивать пелену с произведениями первоклассных московских мастерских середи­ны - второй половины XVI в., таких как светли­цы царицы Анастасии, царицы Ирины Федоров­ны и Матрены Годуновой.

В подборе святых и основного сюжета пелены просматривается четкая программная направ­ленность, связанная с «молением о чадородии». Так, именно к русским святым - преподобным Сергию Радонежскому, Александру Свирскому, Кириллу Белозерскому - обращались многие бездетные пары того времени. Подбор святых на каймах свидетельствует о знакомстве пред­полагаемых вкладчиков пелены - Харитона и Екатерины - с «моленной программой о чадо­родии» царя Фе­дора Иоанновича и царицы Ирины Годуновой, которая имела несколько направлений: строи­тельство новых храмов - храма Иоанна Предте­чи Кирилло-Белозерского монастыря, придела собора Покрова «что на Рву» с мощами Василия Блаженного, церкви вмчц. Екатерины Кремлев­ского Вознесенского монастыря, Зачатьевского монастыря на Остоженке, - а также шитье по­кровов на мощи преподобным Сергию Радонежскому (1580-е гг.), Александру Свирскому (1582 г.) и Василию Бла­женному (1589 г.).

Сохранность и реставрация

Изображения были выреза­ны и переложены на штоф в начале XIX в., при этом имену­ющие надписи ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ ХАРИТОН ИСПОВ[Е]Д[НИК] и ПР[ЕПО]Д[О]БНЫЙ АЛЕКСАНДР СВИРС[КИЙ] были перепутаны местами. На месте сфер, крыльев, одежд архангелов, личного шитья Иоакима и Анны, подризника святителя Николая просматривается древний фон - камка. Потертости, сечение, разрывы, утраты шелковых, пряде­ных и сканых золотных нитей, чинки доличного, местами личное и доличное шитье выполнено заново. Выцветание тканей. Жемчужная обнизь утрачена полностью. Слабо различимые следы от металлических креплений на што­фе. Подкладка - новодел. Пелена была отреставрирована в 2011 г. в ООО «РЕСЦАР» художником-реставратором Н. В. Ануфриевой.

 

Фрагменты

Библиография