Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Союзом любви связуемые апостолы

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила в 1929 году из Центральных государственных реставрационных мастерских.

Век: 16

Уточнающая датировка: 16 в. 1510 г.

Вкладчик: Вклад Волоцкого князя Фёдора Борисовича в Воскресенский собор г. Волоколамска.

Материал: Камка, крашенина, набойка, шёлковые, пряденые золотные и серебряные нити.

Размер: 66 х 58

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Новый Иерусалим»

Мастерская: Великой княгини Анны Волоцкой, XVI в.

Описание

Первоначальный фон — коричневая камка — практически утрачен. Фоном служит выгоревшая до голубого цвета крашенина. На среднике — изобра­жение Иисуса Христа, стоящего прямолично на чашечке цветка и держа­щего в разведённых в стороны руках тонкие стебли с извивающимися побегами, бутонами и полураскрытыми цветками. В цветках — полуфи­гуры апостолов, обращенных в трехчетвертных поворотах к Христу.

Личное шито слабо крученным светлым шёлком, атласным швом, без притенений, с преимущественно вертикальным направлением стеж­ков. Волосы — коричневые. Черты ликов и складки одежд прочерчены тонкими тёмно-коричневыми линиями. Стебель вышит пряденым сере­бром «по верёвочке». Бутоны и чашечки цветков исполнены некручёным шёлком малинового, зелёного и жёлтого цветов и очерчены тонкой золотной нитью. Остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями «в прикреп» очень мелким швом «косой ряд». Прикрепы тонкие, почти незаметные.

В углах кайм, выделенных тонкими линиями, шитыми «по верё­вочке», — анфасные изображения херувимов и серафимов с золотно-серебряными с цветными контурами крыльями. На трёх каймах шиты литургические тексты. Текст, фрагмент которого сохранился на кайме с правой стороны, начинающийся словами: «Союзом любви связуемы апостолы...» — дал второе название пелене.

На четвёртой, нижней кайме сохранились фрагменты «летописи». Подкладка из на­бойки светло-коричневого цвета с геометрическим мелкомасштабным орнаментом.

Иконография

Иконография пелены «Христос с апостолами» — «Христос — Лоза», в ко­торой Христос и апостолы объединены вьющимся стеблем, хорошо из­вестна в южнославянском искусстве начиная с 70-х годов XIV века и иллюстрирует евангельский текст «Аз есмь лоза истинная» (Иоанн, 15, 1—8). В русском искусстве подобная композиция впервые появилась в начале XVI столетия в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной в 1508 году артелью под руководством Феодосия — сына великого Дионисия.

Г.М. Зеленская предполагает, ссылаясь на сохранившиеся фрагменты, что текст летописи на пелене «Христос с апостолами» был аналогичным тексту «летописи» на пелене «Рождество Богоматери», также вложенной в Волоколамский собор Фёдором Борисовичем (ГТГ, № 20930).

Сохранность и реставрация

Реставрировалась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в 1927 году и в 1983 го­ду. Реставратор 1983 года — О.Г. Волынцева-Шурина.

Фрагменты

Библиография