Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета

Богоматерь Умиление

Тип: Пелена

Происхождение: Поступила из Можайского Лужецкого монастыря в 1926 году. Памятник поступил в музей как «палица с 5 кусков вышивки с изображением Смоленской XVII век». К XIX веку собранное из разных фрагментов произведение использовалось в монастыре как палица. Однако этому назначению совершенно не соответствовали форма предмета и его конструкция. По предположению архимандрита Дионисия, икона Богоматери первоначально могла быть частью хоругви. Здесь, вопреки историческим записям, мы представляем предмет в качестве пелены, чему соответствует его форма.

Век: 16

Уточняющая датировка: 16 - 17 вв.

Материал: Камка, атлас, шёлковые, пряденые золотные и серебряные нити, крашенина.

Размер: 37 х 41

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Новый Иерусалим»

Описание

Пелена с шитой иконой Богоматери «Умиление» составлена и пяти раз­новременных фрагментов. В центре произведения расположена икона Богоматери. Личное шито светло-коричневым тонким кручёным шёл­ком очень плотно, в «раскол», «по форме». Волосы и зрачки — коричне­вые. Контуры ликов и рук очерчены тонкими коричневыми линиями, вышитыми скрученными вместе темно- и светло-коричневыми нитями. Доличное выполнено прядеными золотными и серебряными нитями швами «черенок», «чешуйки» и свободной прикрепой. Фон и поля сплошь зашиты золотными нитями. На нимбе Марии и полях иконы тонким двойным серебряным шнуром выложен растительный орнамент. На нимбе в орнаменте рельефные цветки-розетки и трилистники. На полях большие рельефные розетки расположены по углам. Витым сере­бряным шнуром очерчены фигуры и складки одежд.

Над иконой расположен поколенный пятичастный Деисус, шитый первоначально по вишнёвой камке и переложенный на светло-коричне­вую ткань. Личное исполнено серовато-песочным кручёным шёлком рыхло, «в раскол». Лик Христа светлее и грубее по исполнению. Одежды золотно-серебряные. Фигуры очерчены двойным витым серебряным шнуром.

Боковые орнаментальные полосы из малинового, выгоревшего до пе­сочного цвета, атласа. Тонкий извивающийся стебель сильно стилизо­ванного растительного орнамента с круглыми элементами и изогнутыми отростками шит пряденым серебром «по верёвочке» с золотым заполне­нием круглых элементов. В нижней части пелены расположена полоса растительного орнамента, который исполнен золотными и цветными шёлковыми нитями по малиновой камке. В орнаменте чередуются четырёхконечные крестики и восьмилепестковые цветки, заключённые в клейма, образованные тонким рельефным стеблем. В лепестках в шах­матном порядке чередуются золотные и цветные шёлковые нити. Под­кладка из крашенины брусничного цвета.

В иконе центральной части пелены объединены элементы иконографии Ярославской иконы Богоматери (положение левой руки Марии и пра­вой руки младенца)8 и Корсунской иконы «Умиление», где Мария при­держивает сына за плечи.

Сохранность и реставрация

Отреставрирована реставратором ВХЦНРМ им. И.Э. Грабаря М.П. Ря­бовой в 1976 году.

Фрагменты

Библиография